Эластичность предложения

Эластичность предложения

Механизм изменения объема предложения продавцов в условиях рыночной экономики определяется законом предложения, который устанавливает прямую взаимосвязь между уровнем цены и величиной предложения. Однако степень изменения величины предложения в зависимости от изменения цены имеет различную степень для разных товаров и производителей. Данную зависимость позволяет раскрыть эластичность предложения, сущность которой во многом схожа с эластичностью спроса.

Что такое эластичность предложения?

Эластичность предложения (elasticity of supply) — это показатель, отражающий степень количественного изменения величины предложения при изменении какого-либо связанного параметра (например, цены или издержек) на 1%.

Обычно рассматривают эластичность предложения по цене, которая характеризует чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены: чем сильнее производители реагируют на изменение цены, тем более эластичным является предложение.

Измерение эластичности осуществляется посредством коэффициента эластичности предложения.

Коэффициент эластичности предложения

Коэффициент эластичности предложения по цене — это числовой показатель, характеризующий, в какой мере изменится объем предложения на рынке в результате изменения цены товара на один процент.

Коэффициент эластичности предложения по цене (Es) рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент эластичности предложения
Коэффициент эластичности предложения

Данную формулу можно также отобразить следующим образом:

Коэффициент эластичности предложения по цене
Коэффициент эластичности предложения по цене

Формы эластичности предложения

В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности предложения выделяют следующие 5 основных форм эластичности:

Абсолютно эластичное предложение

E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра (например, цены) повышает (или понижает) объем на неограниченную величину. В данном случае кривая предложения представляет собой горизонтальную линию. Это значение коэффициента характерно для долгосрочного периода.

Абсолютно эластичное предложение
Абсолютно эластичное предложение

Эластичное предложение

|E| > 1, или эластичное предложение, когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор. Например, рост цены на 1% вызывает увеличение величины предложения на 2%. Это значение коэффициента характерно для кривой предложения долгосрочного периода.

Эластичное предложение
Эластичное предложение

Предложение с единичной эластичностью

E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор. Например, увеличение цены на 1% вызывает рост величины предложения тоже на 1%.

Предложение с единичной эластичностью
Предложение с единичной эластичностью

Неэластичное предложение

0 < E < 1, или неэластичное предложение, когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора. Например, увеличение цены товара на 1% приводит к увеличению предложения товара лишь на 0,3%. Это значение коэффициента эластичности характерно для кривой предложения краткосрочного периода.

Неэластичное предложение
Неэластичное предложение

Абсолютно неэластичное предложение

E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора. Это значение коэффициента эластичности характерно для кривой предложения текущего периода, а кривая предложения располагается на графике строго вертикально.

Абсолютно неэластичное предложение
Абсолютно неэластичное предложение

Факторы, влияющие на эластичность предложения

Эластичность предложения товара или услуги зависит от следующих факторов:

  1. Время, которым располагает производитель для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Чем большим временем будет располагать производитель, тем больше шансов у него на то, чтобы адекватно отреагировать на такое изменение цены. Поэтому в долгосроке эластичность предложения всегда будет выше, чем в краткосроке. При изучении эластичности условно выделяют три временных периода:
    • Текущий (кратчайший) период, в котором производитель не может оперативно отреагировать на изменение спроса и цены (производитель не успевает произвести дополнительные товары или убрать их с рынка). Поэтому предложение является фиксированным. Кривая предложения в текущем периоде является абсолютно неэластичной, из-за чего возникает существенный рост (падение) цены.
    • Краткосрочный период, в течение которого производитель имеет достаточно времени для использования текущих производственных мощностей, но новые компании-производители не успевают войти в рынок. Кривая предложения в краткосрочном периоде является низкоэластичной, а цены изменятся не столь существенно.
    • Долгосрочный период, в котором производитель успевает расширить (сократить) собственные производственные мощности, количество фирм на рынке может измениться. Кривая предложения в долгосрочном периоде является высокоэластичной или абсолютно эластичной, а цены изменяются незначительно или совсем не изменяются.
  2. Возможность хранения (складирования) товара, длительность и стоимость его хранения. Если отсутствует возможность сохранять товар длительное время, то это ограничивает объем складских запасов готовой продукции, а кривая предложения данного товара имеет низкую эластичность предложения по цене.
  3. Производственно-технологический процесс. Если производитель товара может увеличить объем выпуска товара при росте его цены (или снизить объем при снижении цены), то кривая предложения будет эластичной.
  4. Цены других товаров, влияющих на перекрестную эластичность предложения товара или услуги.
  5. Доступность и стоимость ресурсов (трудовых, материальных и природных), необходимых для производства товара. Ограниченность и труднодоступность ресурсов является причиной низкой эластичности предложения товара в случае увеличения его цены.
  6. Наличие свободных производственных мощностей и запасов сырья и материалов на складах производителя. При повышении рыночной цены на товар производитель имеет возможность оперативно нарастить объем производства, поэтому эластичность предложения в данном случае будет относительно высокой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *