Юридический риск

Что такое юридический риск?

Юридический риск — это имеющийся или потенциальный риск для поступлений и капитала, который возникает из-за нарушения или несоблюдения банком требований законов, нормативно-правовых актов, соглашений, принятой практики или этических норм, а также из-за возможности двусмысленного толкования установленных законов или правил.

Правовой риск — это текущий или будущий риск потери дохода, капитала или возникновения убытков в связи с нарушениями или несоответствием внутренним и внешним правовым нормам, таким как законы, подзаконные акты регуляторов, правила, регламенты, предписания, учредительные документы.

Банки подвергаются юридическому риску из-за того, что имеют отношения с большим количеством заинтересованных сторон (клиентами, контрагентами, посредниками и т.д., органами надзора, налоговыми и другими уполномоченными органами).

Юридический риск имеет как объективную, так и субъективную природу своего происхождения. К объективным факторам возникновения юридического риска можно отнести:

  • неопределённость правовых норм и многообразие конкретных жизненных обстоятельств, ими регулируемых;
  • объективное отставание уровня развития правовых норм от уровня развития общественных отношений;
  • наличие областей общественных отношений, подпадающих под законодательное умолчание;
  • специфику языка права;
  • наличие логико-структурных дефектов права (пробелы, коллизии норм и коллизии интерпретаций, заурегулированность, несовершенство юридических и терминологических конструкций и др.).

К субъективным факторам можно отнести:

  • индивидуальные особенности субъектов толкования, выражающиеся в уровне их правосознания (правовые знания, наличие деформации правосознания, правовые установки и готовность личности);
  • наличие и уровень правового (профессионального) опыта у субъектов правоотношений и особенности их личностных качеств;
  • наличие формальной и неформальной зависимости от экономических, политических, ведомственных, индивидуальных и иных интересов.

В отечественной практике, в следствие несовершенства законодательной и нормативно-правовой базы юридический риск обретает особое значение.

Отличительным признаком юридического риска от иных банковских рисков является возможность избежать появления опасного для банка уровня риска при полном соблюдении сторонами банковского процесса, действующих законодательных и нормативных актов, внутренних документов и процедур банка.

Юридический риск может привести к уплате штрафных санкций и административным взысканиям, необходимости денежного возмещения убытков, ухудшению репутации и позиций банка на рынке, уменьшению возможностей для развития и правового обеспечения выполнения соглашений.

Юридический риск характеризуется величиной убытков, которые понесет банк в результате реализации рискового события и которые включают в себя:

  • выплаты по искам;
  • судебные издержки;
  • расходы на адвокатов;
  • расходы на приведение в соответствие закону внутрибанковских документов;
  • упущенную выгоду;
  • расходы на устранение юридических ошибок.

Выделяют следующие основные типы юридического риска:

  1. риски в сфере недружественных слияний и поглощений;
  2. риски в сфере налоговых отношений;
  3. риски в сфере владения и управления недвижимостью, а также другими активами компании;
  4. риски в сфере корпоративных отношений;
  5. риски, возникающие при осуществлении судебно-исковой деятельности;
  6. риски, возникающие при заключении договоров с контрагентами.

Особенности юридического риска

Основной особенностью юридического риска от иных банковских рисков является возможность избежать появления опасного для банка уровня риска при полном соблюдении сторонами банковского процесса, действующих законодательных и нормативных актов, внутренних документов и процедур банка.

Базельский комитет выделил семь основных категорий событий, которые приводят к потерям.

  1. Мошенничество внутри компании — потери, связанные с обманом, незаконной собственностью или несоблюдением законов или правил в компании, в которые вовлечена по крайней мере одна из внутренних сторон.
  2. Внешнее мошенничество — потери, связанные с обманом или незаконной собственностью или несоблюдением закона третьей стороной. Сюда относятся воровство, грабежи, хакерские атаки и прочие подобные факторы.
  3. Должностная практика и безопасность труда — потери, связанные с действиями, противоречащими законам или соглашениям относительно труда, здоровья и безопасности, повлекшие выплату компенсаций по искам о возмещении личного ущерба или за дискриминацию.
  4. Клиенты, продукты и бизнес-практика — потери, связанные с неумышленной или допущенной по небрежности ошибкой при выполнении профессиональных обязанностей в отношении конкретных клиентов или в связи с природой или конструкцией продукции.
  5. Ущерб в отношении физических ресурсов — потери, связанные с утратой или повреждением ресурсов в связи со стихийными бедствиями или иными событиями.
  6. Сбои в бизнесе и отказы систем — потери, связанные со сбоями в бизнесе или отказом систем. К этой категории относятся потери в связи отказом компьютерного оборудования, программного обеспечения, сетей или сбоями в работе коммунальных служб.
  7. Исполнение, поставка и управление процессами — потери, связанные со сбоями в обработке транзакций или в управлении процессами, а также потери, вызванные неудачными взаимоотношениями с поставщиками и производителями.

По сути, правовой риск относится к группе операционных рисков, но управление им в рамках финансовой организации позволяет относить его к финансовым рискам.

Компоненты системы управления рисками по юридическому риску

Система управления юридическим риском банка состоит из регламентных документов — политик, положений, процедур, процессов и т.п., которые утверждаются в соответствии с выбранной формой корпоративного управления с учетом размера банка и сложности его операций.

Система управления юридическим риском должна включать следующее:

  • политику и положения по контролю за юридическим риском, которые должны быть рассмотрены и утверждены в соответствии с выбранной банком формой корпоративного управления. Эти политика и положения должны периодически пересматриваться;
  • систему определения и оценки соблюдения банком требований всех действующих законов, нормативно-правовых актов Национального банка и других государственных органов;
  • методику оценки легитимности и приемлемости отношений с клиентами и контрагентами, в том числе процедуры оценки легитимности контрактов и соглашений;
  • процесс мониторинга изменений в законодательстве, которые могут повлиять на финансовое состояние банка или привести к изменению параметров его работы;
  • процесс мониторинга всех судебных дел, инициированных банком или против банка;
  • систему отчетности для осуществления мониторинга уровня юридического риска для всех видов деятельности банка.

Для повышения эффективности управления юридическим риском рекомендуется дополнительно проводить оценку вероятного риска убытков, связанных с судебными делами, а также тестирование точности оценок этого риска.

Оценка юридического риска

Для оценки юридического риска работники надзора учитывают следующие факторы:

  1. наличие адекватной, эффективной, доведенной к сведению исполнителей внутренней нормативной базы (положений, процедур) по управлению юридическим риском, утвержденной соответствующими органами банка исходя из принципов корпоративного управления, а также соответствующей практики выполнения ее требований;
  2. количество и серьезность нарушений или отклонений от установленных норм или юридических требований (серьезность определяется путем анализа частоты, денежной суммы и характера отклонения). Такой анализ должен учитывать как текущие данные, так и данные за прошлые периоды;
  3. история подачи жалоб, претензий и возбуждения судебных дел клиентами или другими лицами. Жалобы, претензии и судебные дела могут быть связаны с:
    • защитой клиентом своих прав, возникающих в результате использования банковских продуктов или получения банковских услуг, таких как кредитные, вкладные операции, денежные переводы и т.д.;
    • нарушениями норм и требований законодательства и нормативно-правовых актов;
    • несоблюдением других пруденциальных или этических требований, установленных самим банком или органами его регулирования;
  4. как положения и полномочия доведены до руководства и работников;
  5. наличие своевременной, достоверной и полной управленческой информации;
  6. профессиональный уровень и квалификация руководства и работников, в том числе работников юридической службы);
  7. наличие надлежащих механизмов контроля (внутренний и внешний аудит, соответствующие процедуры и т.д.) для обеспечения соблюдения норм законодательства и нормативно-правовых актов, требований внутренней нормативной базы и заключенных соглашений.

Совокупный юридический риск определяют как «низкий», «умеренный» или «высокий», а направление его изменения — «уменьшающееся», «стабильное» или «растущее».

Последствия юридического риска

Последствия юридического риска, которые оказывают негативное воздействие:

  • проведение расследований регулирующими (контролирующими) органами;
  • признание договоров, заключенных с нарушением, ничтожными, и не имеющими юридической силы по решению суда;
  • неблагоприятное освещение в средствах массовой информации (риск репутации);
  • риск подачи третьими лицами судебного иска о возмещении ущерба, причиненного неправомерными действиями компании;
  • административная ответственность (штрафы и др.);
  • уголовная ответственность должностных лиц и т.п.

Значимость юридического риска характеризуется величиной убытков, которые понесет организация в результате реализации рискового события и которые включают в себя выплаты по искам, судебные издержки, расходы на адвокатов, расходы на приведение в соответствие закону внутренних документов компании, упущенную выгоду и расходы на устранение юридических ошибок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *