Дискаунтер

Дискаунтер

В период экономического кризиса на отечественном розничном рынке начали активно развиваться так называемые магазины низких цен (или магазины-дискаунтеры), которые создали существенную конкуренцию ритейлерам традиционных форматов. О том что представляет собой дискаунтер, в чем его изюминка и почему дискаунтеры активно развиваются во всем мире мы и погорим в данной статье.

Что такое дискаунтер?

Дискаунтер (нем. Discounter — псевдоанглицизм, от англ. Discount — скидка) — это магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, с достаточно низкими ценами. Управление таким магазином направлено на снижение затрат за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощенной выкладки товаров, снижения количества работающего персонала, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими партиями за счет более низких цен.

Однако, существует ошибочное представление о том, что дискаунтер — это магазин только с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей. Данный факт легко оспаривается существующими в английском языке разновидностями дискаунтеров:

  • full-line discounter — универмаг или супермаркет сниженных цен;
  • quality discounter — престижный магазин сниженных цен, который торгует качественными вещами, зачастую очень известных брендов;
  • soft-goods discounter — торгует по сниженным ценам изделиями легкой промышленности;
  • hard-goods discounter — торгует по сниженным ценам электроникой, металлическими изделиями, запчастями для автомобилей, мотоциклов и т.д.

По сути, это те же разновидности обычных магазинов с той лишь разницей, что цены на товары являются ниже чем у других продавцов на рынке. Достигается это разными способами. Например, упомянутый quality discounter может продавать брендовые качественные товары, но старых коллекций, которые уже неактуальны для фирменных магазинов.

Первые магазины низких цен появились в Германии в середине 1950-х годов в условиях относительной экономической стабильности и минимальной инфляции. Сегодня на подобные магазины приходится более 40% общего товарооборота, при этом рентабельность торговой площади в таких торговых точках существенно выше, чем у традиционных магазинов, супермаркетов и универмагов.

дискаунтер Aldi

Немецкий дискаунтер Aldi является показательным и вписан в учебники ритейла. Именно идея братьев Альбрехтов привела к зарождению нового типа магазинов. Торговый зал, он же мелко-оптовый склад с ограниченным количеством продумано отобранных товаров повседневного или просто высокого спроса, в основном продовольственных, с самообслуживанием позволили удерживать расходы, а следовательно и цены на низком уровне. Это обеспечило высокую популярность и прибыльность.

Особенности магазинов-дискаунтеров

Ключевая особенность дискаунтеров — это низкие цены. Поэтому основная целевая аудитория таких ритейлеров — это покупатели со средним и низким уровнем доходов. Низкие цены достигаются за счет снижения прямых и переменных затрат.

В дисконтных магазинах, как правило, работает минимальное количество сотрудников, поэтому зачастую дискаунтеры — это магазины самообслуживания, в которых нет привычных нам консультантов.

Дискаунтеры характеризуются минимализмом в интерьере, который создается по принципу «дешево, но сердито» — такие помещения больше похожи на складские помещения, чем на розничный магазин. Торговый инвентарь (стеллажи, торговые полки и т.п.) подбирается также без каких-либо изысков — только функциональное предназначение. В помещениях используется стандартное освещение, минимум внутренней рекламы.

Товары в ряде случаев не выкладываются на полки, а располагаются в коробках, контейнерах и т.п. (сказывается экономия на персонале).

Ассортиментный ряд ограничен, но представлены самые «ходовые» товары, что при установлении более низких цен, обеспечивает их высокую оборачиваемость. Если дискаунтер обладает сетью магазинов, то возможна переброска «залежавшихся» товаров на другие торговые точки, что позволяет сэкономить на аренде складских помещений. В добавок покупателям за «объем» могут предлагаться торговые скидки.

дискаунтер (интерьер)

Виды дискаунтеров

Выделят 2 вида дискаунтеров:

  1. Жесткий дискаунтер.
  2. Мягкий дискаунтер.

Жесткий дискаунтер (hard discounter) — магазин, розничная торговля в котором направлена на удовлетворение потребностей покупателей в самых необходимых товарах по низким ценам. Товарный ассортимент в таком дискаунтере очень узкий, что составляет не более 1500 наименований и включает минимальное количество позиций с короткими сроками реализации или особыми условиями хранения. Товары, представленные в таком дискаунтере, обладают минимальным уровнем качества. Проведение акций или специальных программ лояльности в таких магазинах не предполагается. Сервис покупателю не предоставляется. Торговая площадь жесткого дискаунтера составляет 300-700 м2. Ключевая задача персонала жесткого дискаунтера — обеспечить наличие товара в торговом зале. Единственный контакт покупателя с персоналом жесткого дискаунтера предполагается при расчете за покупку. Стоимость покупки низкая. Жесткие дискаунтеры размещаются в районах проживания или доступа малообеспеченного населения.

Мягкий дискаунтер (soft discounter) — магазин, розничная торговля в котором направлена на привлечение покупателей, желающих приобрести необходимые товары по цене ниже средней по рынку. Товарный ассортимент в таком дискаунтере узкий, что составляет 1500-3000 наименований. Расширение товарного ассортимента, по сравнению с жестким дискаунтером, достигается за счет введения скоропортящихся товаров, использования прилавочного метода продажи отдельных товарных групп. Торговая площадь такого дискаунтера составляет 300-1000 м2. Стоимость покупки ниже средней. Размещение мягких дискаунтеров производится в районах проживания или доступа покупателей с доходами ниже средних.

Дискаунтеры на мировом рынке: современные тенденции

Дискаунтеры начали набирать обороты в 1990-х годах, особенно в Германии под брендами Aldi и Lidl. Формула их успеха заключалась в том, чтобы предлагать низкие цены на целевой ассортимент продукции, в основном под частной торговой маркой. Магазины были небольшими по площади и выглядели малобюджетными, но покупатели чувствовали, что они получают более выгодную цену — ключевую особенность, необходимую для увеличения трафика. В результате дискаунтерам удалось подорвать рынок розничной торговли продуктами питания во многих странах мира.

Дискаунтеры пользовались огромной популярность в периоды экономической нестабильности, когда потребители урезали свои расходы и в буквальном смысле слова начинали экономить каждую копейку, а также смещали свои потребительские предпочтения в пользу товаров первой необходимости.

Но дискаунтеры и сегодня пользуются огромной популярностью. При этом наблюдается тенденция к изменению формата их работы. Дискаунтеры открывают более крупные магазины с инновационными функциями, расширяют ассортимент товаров, в частности предлагают экологически чистые продукты, а также продают продукты под собственной торговой маркой, которые к тому же превосходят известные бренды (по результатам потребительских вкусовых тестов) — и все это по гораздо более низким ценам. Их клиентская база вышла за пределы покупателей с низким уровнем доходов и теперь включает также и потребителей с относительно высокими уровнями доходов.

На мировом рынке дискаунтеры активно развиваются и завоевывают рыночную долю в сегменте ритейла. Об этом в частности свидетельствуют аналитические данные компании Boston Consulting Group.

Динамика развития дискаунтеров
Доля рынка дискаунтеров в разрезе ключевых стран мира

В период с 2000 по 2015 год наибольшую динамику своего развития продемонстрировали дискаунтеры Турции (+46%), Польши (+21%) и Дании (+21%).

По прогнозам экспертов, по всему миру дискаунтеры будут увеличивать количество магазинов до 2020 года на 4,4% в год по сравнению с 2,9% для основных супермаркетов и на 1,6% для гипермаркетов. В некоторых регионах будет наблюдаться еще более быстрый рост, включая Восточную Европу (более 30%) и Латинскую Америку (примерно 8%).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + семнадцать =