Отчетный сегмент

Отчетный сегмент (Reporting Segment) — хозяйственный или географический сегмент деятельности, определенный банком, по которому в годовой (консолидированной) финансовой отчетности должна раскрываться информация. Под хозяйственным сегментом деятельности понимают компонент бизнеса банка, который можно отделить и который предоставляет определенные услуги. Ему присущи риски и доходность, которые отличаются от других сегментов видом услуг; способом получения дохода; категорией клиентов и т.п.

Под географическим сегментом понимают компонент бизнеса банка, который можно отделить и который предоставляет услуги в определенной экономической среде, в которой риски и доходность отличаются от других регионов экономическими и политическими условиями; взаимосвязью между деятельностью в различных географических регионах; правилам валютного контроля и тому подобное. В мировой практике географическим сегментом считают отдельную страну. Для национальной банковской системы географическим сегментом может быть отдельный регион, область. Отчетный сегмент признается таковым, если он отвечает большинству из критериев определения хозяйственного и географического сегментов.

Формирование отчетного сегмента осуществляется на основе выделенных хозяйственных и географических сегментов и путем объединения нескольких подобных сегментов одного вида в отдельный отчетный сегмент. Подобными признают сегменты, имеющие в течение нескольких отчетных периодов одинаковые (приближенные) значения прибыли и соответствуют большинству критериев определения хозяйственного и географического сегментов.

Хозяйственный или географический сегмент признается отчетным сегментом банка, если большая часть его дохода формируется от продажи продукции (работ, услуг) внешним покупателям и одновременно показатели его деятельности соответствуют одному из следующих критериев:

  1. доход данного сегмента от реализации продукции (работ, услуг) внешним покупателям и по внутрихозяйственным расчетам составляет не менее 10% совокупного дохода от продажи внешним покупателям и по внутрихозяйственным расчетам всех сегментов определенного вида;
  2. финансовый результат данного сегмента составляет не менее 10% суммарного финансового результата всех сегментов определенного вида;
  3. балансовая стоимость активов данного сегмента составляет не менее 10% совокупной балансовой стоимости активов всех сегментов определенного вида.

Хозяйственные или географические сегменты, которые не соответствуют установленным критериям, считаются непохожими сегментами.

По характеру влияния на финансовый результат деятельности отчетные сегменты делятся на приоритетные и вспомогательные. Виды сегментов, их приоритетность, основы ценообразования во внутрихозяйственных расчетах и т.д. определяются учетной политикой банка. Приоритетным сегментом может быть определен или хозяйственный сегмент, или географический сегмент. В случае отсутствия четких преимуществ зависимости финансовых результатов и рисков приоритетным отчетным сегментом признается хозяйственный сегмент, а вспомогательным — географический.

(См. Бухгалтерский учет в банке).