Конфликт интересов

Конфликт интересов (Conflict of Interests) — любой вид отношений, который не отвечает интересам банка или может препятствовать объективному выполнению обязанностей ответственного лица.

Публичный конфликт в руководстве банка — отсутствие согласия и наличие противоречий между органами управления банка, которые негативно влияют на эффективное управление банком и угрожают интересам кредиторов (вкладчиков) банка и о которых стало известно неограниченному кругу лиц.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб интересам общества либо компании, являющейся работодателем сотрудника. Проблема конфликта интересов актуальна как для частного бизнеса, так и для государственных служащих. Национальное законодательство и нормативные документы корпораций требуют урегулировать конфликт интересов.

Организационный конфликт интересов возникает в том случае, когда в силу иных видов деятельности или взаимоотношений та или иная организация не в состоянии оказывать услуги беспристрастно, объективность организации при выполнении возложенных на нее функций нарушается или может быть нарушена либо у этой организации появляются слишком большие конкурентные преимущества.

Личный конфликт интересов — это ситуация, когда частные интересы человека — такие как профессиональные связи вне организации или личные финансовые активы — вступают в реальное или мнимое противоречие с выполнением им/ею служебных обязанностей.

Конфликт интересов — ситуация, которая возникает в тех случаях, когда человек (или фирма) действует одновременно в двух или нескольких различных ипостасях и цели этих действий расходятся между собой. Конфликт может возникнуть между собственным интересом работника и интересами компании, на которой он трудится, или же он возникает, когда человек является одновременно директором двух компаний, конкурирующих между собой. В случае возникновения конфликта интересов нормальные действия человека состоят в том, что он должен сообщить о конфликте интересов, разъяснить, в чем именно он состоит, и воздержаться от голосования или участия в принятии решения по тем вопросам, которые касаются этих интересов.

Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у чиновников. Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Примерами конфликта интересов являются ситуации, возникающие при:

  • проведение публичных закупок, в процедуре которых участвуют лица, связанные с должностными лицами заказчика;
  • проведение конкурсов на замещение вакантных должностей в публичных органах, когда между членами комиссии и участником конкурса прослеживается частный интерес, а также подчиненность близких лиц;
  • осуществление функций контроля или проверки юридических лиц, должностными лицами или руководителями которых являются близкие лица, или же случаи получения наград, подарков от лиц или организаций, если должностным лицом осуществляются контрольные функции в отношении них;
  • разработка и принятие решений, в результате которых распределяются бюджетные средства, другие материальные или нематериальные блага, отводятся земельные участки — в том случае, если между субъектом принятия решений и приобретателем благ есть связь;
  • приватизация или отчуждение государственного или коммунального имущества, заключение договоров аренды такого имущества, выдача разрешений или лицензий на отдельные виды деятельности, проведение государственной экспертизы;
  • взаимодействие служащего по содержанию своих полномочий с тем юридическим лицом, в котором он работал в прошлом или был его руководителем.

Таким образом, абстрактное понятие конфликта интересов может иметь различные проявления, поэтому должностное лицо может стать нарушителем антикоррупционного законодательства без наличия прямого умысла или по неосторожности, не осознавая в полной мере ситуации.

При возникновении конфликта служащий обязан принять ряд мер по его устранению. Такими мерами в частности могут быть:

  • самоотвод служащего;
  • отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
  • передача ценных бумаг в доверительное управление, либо их отчуждение в собственность третьих лиц;
  • отказ от выполнения иной оплачиваемой работы;
  • отказ от получения работ/услуг у лиц, в отношении которых служащий выполняет отдельные функции государственного управления/контрольно-надзорные полномочия и т.п.;
  • отказ от принятия управленческого решения/реализации контрольно-надзорных полномочий и т.п. в отношении лица (физического, должностного, юридического), состоящего с ним в близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях;
  • отказ от распространения служебной информации;
  • переход на иную должность либо увольнение с должности, когда исполнение обязанностей по ней связано с постоянным возникновением ситуации конфликта интересов и т.п.

(См. Инсайдер, Риск репутации, Риски банковской деятельности, Родственное лицоСвязанное лицо).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − восемь =