Репарации

Репарации (англ. reparations, от лат. reparatio – восстановление) – вид материальной международно-правовой ответственности в международном праве (полное или частичное возмещение государством причиненного им ущерба странам, подвергшимся военному нападению, в денежной или иной форме).

Репарации – возмещение субъектом международного права причиненного вреда другому субъекту международного права в виде товаров, денег, работ или услуг. Частный случай репараций – возмещение ущерба, нанесенного государством-агрессором государствам, подвергшимся с его стороны военной агрессии. В данном случае необходимо отличать репарации от контрибуций, то есть произвольных выплат со стороны проигравшего в войне государства в адрес государств-победителей, независимо от того, кто был агрессором, и от суммы нанесенного ущерба. Сами репарации, в свою очередь, являются частным случаем материальной международно-правовой ответственности, которая включает, помимо репараций, реституцию и компенсацию.

Репарации в денежной форме могут оформляться как государственные облигации или как особый государственный долг, в том числе выплачиваемый из конкретных источников (например, в виде доли прибыли от продажи природных ресурсов). Репарации в материальной форме выплачиваются путем передачи принимающей стороне сырья, станков и оборудования, заводов (для последующего восстановления на своей территории), патентов, строительных материалов и прочих материальных ценностей в заранее оговоренных объемах. Кроме того, репарации выплачиваются в виде содержания армии государства-победителя на территории побежденного, а также в виде принудительных работ в интересах победителя.

Выплата репараций обычно предусматривается в мирном договоре. Впервые право на получение репарации получили страны Антанты в соответствии с Версальским мирным договором 1919 г., установившим ответственность Германии и ее союзников за ущерб, нанесенный войной гражданскому населению противника. Репарации здесь имели форму замаскированной контрибуции (платежей в пользу государств-победителей, запрещенные современным международным правом).

Объем и формы возмещения убытков, нанесенных Германией и ее союзниками в ходе 2-й мировой войны 1939–1945 гг., были определены Крымской конференцией 1945 г. На Потсдамской конференции 1945 г. условия выплаты репарации были уточнены: претензии СССР предусматривалось удовлетворить за счет восточной зоны Германии и германских активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии; репарационные претензии Польши предусматривалось удовлетворить из доли СССР; репарационные выплаты США, Великобритании и другим странам, получившим право на возмещение ущерба, предусматривалось осуществить за счет западных зон; некоторую часть в возмещение ущерба СССР должен был получить из западных зон Германии. Выплаты репарации с ГДР были приостановлены по совместному соглашению СССР и Польши с 1 января 1954 г. Решения Крымской и Потсдамской конференций о выплате репарации в пользу СССР из западных зон Германии не были выполнены.

Практика назначения репараций проигравшим в войнах государствам-агрессорам вызывает критику некоторых экономистов. Так, Джон Мейнард Кейнс, участвовавший в мирных переговорах в Версале после Первой мировой войны, в знак протеста против репараций, наложенных на Германию, уволился из Казначейства Соединенного Королевства, после чего написал известную работу «Экономические последствия мира», в которой предсказал финансовый крах Германии, вредный для всей европейской экономики. Кроме того, Кейнс предвидел усиление реваншистских настроений в Германии и возможность будущей новой войны. Эта работа сделала его известным широкой публике.