Риски банковской деятельности

Риски банковской деятельности (Bank Risks) — вероятность того, что события, ожидаемые или неожиданные, могут иметь негативное влияние на капитал и/или поступления банка. Такое определение отражает подход к риску с точки зрения Национального банка в контексте надзора за банками на основе оценки рисков.

С точки зрения банка риск — это потенциальная возможность недополучения доходов или уменьшения рыночной стоимости капитала банка вследствие неблагоприятного влияния внешних или внутренних факторов. Такие убытки могут быть прямыми (потеря доходов или капитала) или косвенными (наложение ограничений на способность достигать своих бизнес-целей). Указанные ограничения сдерживают способность банка осуществлять свою текущую деятельность или использовать возможности для расширения бизнеса.

Существование риска не обязательно является причиной для беспокойства. Для рассмотрения рисков в более широкой перспективе работники надзора должны решить, являются ли риски, которые берет на себя банк, оправданными. Риски считаются оправданными, если они понятны, контролируемы, измеримы и соответствуют способности банка быстро реагировать на негативные обстоятельства. Неоправданный риск может вытекать из умышленных или неумышленных действий. Если риски являются неоправданными, работники надзора должны взаимодействовать с руководством и наблюдательным советом банка и побудить их к смягчению или устранению этих неоправданных рисков. Мероприятия, которые в таком случае должен осуществить банк, включают уменьшение сумм под риском, увеличение капитала или умиление процессов управления рисками.

Поскольку рыночные условия и структуры банков разные, не существует единой системы управления рисками, приемлемой для всех банков. Каждое учреждение должно разработать свою собственную программу и системы управления рисками в соответствии со своими потребностями и обстоятельствами. Например, банк, больший по размеру, с более сложными операциями, имеющий подразделения в разных географических регионах, должен иметь более совершенную и развитую систему управления рисками. Однако все эффективные системы управления рисками имеют несколько общих основных характеристик. Например, эффективные системы управления рисками должны быть независимыми от деятельности, связанной с принятием рисков.

Независимо от своей структуры, каждая система управления рисками должна включать следующие элементы:

  1. выявление риска. Надлежащее выявление риска — это, в первую очередь, признание и понимание имеющихся рисков или рисков, которые могут возникнуть в связи с новыми деловыми инициативами. Выявление риска должно быть постоянным процессом, должно осуществляться как на уровне отдельной операции, так и на уровне портфелей;
  2. измерение риска. Точное и своевременное измерение рисков является чрезвычайно важным компонентом эффективного управления рисками. Банк, который не внедрил систему измерения рисков, имеет ограниченную способность их контролировать или осуществлять мониторинг. Кроме того, развитость инструментов управления рисками, используемых банком, должна быть адекватной сложности и уровню рисков, которые он взял на себя. Банк должен периодически проверять надежность инструментов измерения, которые он использует;
  3. оценка как отдельных операций, так и портфелей;
  4. контроль риска. Банк должен установить ограничения и довести их к сведению исполнителей с помощью положений, стандартов или процедур, которые определяют обязанности и полномочия работников. Эти контрольные ограничения должны быть действующими инструментами управления, которые можно уточнять в случае изменения условий или уровня толерантности к риску. Банк должен определить последовательность процесса предоставления разрешений на исключение или изменение ограничений риска, если они являются обоснованными;
  5. мониторинг риска. Мониторинг рисков для обеспечения своевременного отслеживания уровней рисков и исключений из тех или иных правил. Отчеты о мониторинге должны быть регулярными, своевременными, точными и информативными и предоставляться соответствующим должностным лицам для принятия необходимых мер.

Эффективное управление рисками требует информирования наблюдательного совета банка, который определяет стратегическое направление развития банка. Ключевым компонентом формирования стратегического направления является определение уровня толерантности банка к риску путем утверждения положений, устанавливающих стандарты. Надлежащим образом разработанные системы мониторинга позволяют наблюдательному совету возлагать на руководство банка ответственность за проведение операций в пределах установленных уровней толерантности к риску.

Существенными факторами эффективного управления рисками является высокий профессиональный уровень руководства и соответствующая комплектация персонала. Руководство банка несет ответственность за внедрение, надежность и обеспечение функционирования систем управления рисками. Руководство также должно своевременно информировать наблюдательный совет банка. В обязанности руководства банка входит:

  1. реализация стратегического направления развития банка;
  2. разработка положений, которые определяют толерантность банка к риску и соответствуют стратегическим целям банка;
  3. надзор за разработкой и обеспечением функционирования информационных систем управления с целью обеспечения их своевременности, точности и информативности;
  4. ответственность за обеспечение, чтобы стратегическое направление и толерантность к риску были эффективно доведены к сведению исполнителей и соблюдались на всех организационных уровнях.

При оценке системы управления рисками работники надзора принимают во внимание положения, процессы, персонал и системы контроля. Значительные недостатки в одном или нескольких из этих компонентов рассматриваются как недостатки в управлении рисками. Все эти системы являются важными, но развитость и сложность каждой из них различна в зависимости от сложности операций банка. Меньшие по размеру банки, которые не осуществляют сложных операций, как правило, имеют менее формализованные положения, процессы и системы контроля, чем крупные банки. Однако это не означает, что системы управления рисками менее важными для банков с несложными операциями. Это свидетельствует о том, что формализация процесса является менее выраженной. Все банки должны быть способными четко определить и продемонстрировать эффективность своих собственных систем управления рисками.

Эффективное управление рисками предполагает наличие последовательных положений, процессов, квалифицированного персонала и систем контроля:

  1. положения отражают намерение банка достичь желаемых результатов. Они определяют стандарты и действия, которые должны быть применены для выполнения определенных конкретных задач. Тщательно разработанные положения опираются на соответствующе сформулированные цель, ценности и принципы деятельности банка. Они также четко определяют уровень толерантности банка к риску. Должны быть внедрены механизмы внесения изменений в положения в случае изменения характера деятельности банка или уровня его толерантности к риску. Положения должны быть письменными и учитывать сложность операций, разветвленность организационной структуры банка и тому подобное. Положения должны быть четко сформулированы и выполняться в практической деятельности;
  2. процессы — процедуры, программы и практика, которые определяют, как банк будет выполнять свои задачи. Процессы определяют, как осуществляется текущая деятельность банка. Надлежащим образом разработанные процессы основываются на положениях банка, являются эффективными, а их функционирование опирается на соответствующие полномочия исполнителей;
  3. персонал — работники и руководители, которые собственно выполняют процессы или контролируют их функционирование. Все специалисты должны быть квалифицированными, компетентными и надлежащим образом выполнять свои обязанности. Они должны понимать миссию, ценности, положения и процессы, существующие в банке. Программы оплаты труда в банке должны быть разработаны таким образом, чтобы можно было привлекать и удерживать квалифицированный персонал, а также обеспечивать его постоянный профессиональный рост;
  4. системы контроля — средства и информационные системы, которые используют руководители банка для оценки результатов деятельности работников, подразделений и банка в целом, принятия решений и определения эффективности существующих в банке процессов. Они основываются на принципе обратной связи и должны быть своевременными, точными и информативными. Системы контроля позволяют оценить результаты деятельности банка и помогают принимать решения.

С целью осуществления банковского надзора Национальный банк выделил девять категорий риска, а именно:

  1. кредитный риск;
  2. риск ликвидности;
  3. риск изменения процентной ставки;
  4. рыночный риск;
  5. валютный риск;
  6. операционно-технологический риск;
  7. риск репутации;
  8. юридический риск;
  9. стратегический риск.

Эти виды рисков не являются взаимоисключающими. Любой банковский продукт или услуга может подвергать банк нескольким рискам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − десять =