Риск репутации

Что такое риск репутации?

Риск репутации — это имеющийся или потенциальный риск для поступлений и капитала, который возникает из-за неблагоприятного восприятия имиджа финансового учреждения клиентами, контрагентами, акционерами (участниками) или органами надзора. Это влияет на способность банка устанавливать новые отношения с контрагентами, предоставлять новые услуги или поддерживать существующие отношения.

Риск репутации может привести банк (или его руководителей) к финансовым потерям или уменьшению клиентской базы. Этот риск имеет место на всех уровнях организации, и поэтому банки должны ответственно относиться к своим отношениям с клиентами и обществом.

Восприятие имиджа банка можно разделить на:

  • восприятие рынком, например, нынешними или потенциальными клиентами,
    контрагентами, акционерами (участниками);
  • восприятие органами государственного регулирования, например, Национальным банком, Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственной налоговой администрацией, иными уполномоченными органами.

Компоненты системы управления рисками в отношении риска репутации

Система управления риском репутации банка состоит из регламентных документов — политик, положений, процедур, процессов и т.п., которые утверждаются в соответствии с выбранной формой корпоративного управления с учетом размера банка и сложности его операций.

Система управления риском репутации должна включать следующее:

  • политику и положения по управлению риском репутации, которые должны быть рассмотрены и утверждены в соответствии с выбранной банком формой корпоративного управления. Эти политика и положения должны периодически пересматриваться и охватывать стандарты работы с клиентами и другими внешними сторонами, работу с информацией и наём персонала с соответствующей положительной репутацией;
  • информационную систему управления (формы отчетности, схемы документооборота и т.д.) для наблюдательного совета, правления или профильных коллегиальных органов банка по мониторингу уязвимости всех видов деятельности банка касательно риска репутации;
  • процесс контроля за репутацией клиентов банка во избежание контактов с клиентами с неудовлетворительной репутацией, которые (контакты) могут негативно повлиять на репутацию самого банка.

Кроме того, для адекватного управления риском репутации банк может проводить регулярный мониторинг сообщений средств массовой информации о банке, связанных с ним структур и клиентов с целью принятия соответствующих мер, направленных на поддержание и восстановление положительной репутации банка и его имиджа.

Оценка риска репутации

Для оценки риска репутации работники надзора учитывают следующие факторы:

  • восприятие рынком или обществом менеджмента и финансовой устойчивости банка, продуктов или услуг, которые предлагает банк;
  • желание и способность руководства банка корректировать бизнес-стратегии в соответствии с изменениями в законодательстве, рынка или других факторов (например, прекращение или ограничение действия отдельных пунктов лицензии, изменение статуса банка);
  • практика работы банка по анализу перспектив расширения спектра продуктов и услуг и разработки соответствующей внутренней нормативной базы, в том числе по проверке клиентов и получения информации о них. Перспективы сохранения такой практики в дальнейшем;
  • объем услуг доверительного управления и условия их осуществления;
  • характер и объем жалоб и обращений от клиентов и способность и желание руководства соответственно реагировать на них;
  • наличие очень громкого или заметного судебного дела, которое негативно влияет на имидж банка;
  • штрафы, пени и другие финансовые убытки, причиненные банку в прошлом в результате привлечения банка (или его руководителей) к административной, гражданской или уголовной ответственности;
  • результаты проверок уполномоченных органов государственного регулирования, желание и способность руководства соответственно реагировать на их рекомендации;
  • участие банка в Фонде гарантирования вкладов физических лиц.

Совокупный риск репутации может быть определен как «низкий», «умеренный» или «высокий», а направление его изменения — как «уменьшающееся», «стабильное» или «растущее».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + девять =