Монетарная политика

Монетарная политика, ее цели, виды и инструменты

Монетарная политика (monetary policy) — это экономическая политика, основой которой является контроль за спросом на деньги и их предложением, используемый как средство управления экономикой. Основной инструмент монетарной политики – уровень процента (по сути, цена денег), на который правительство способно влиять посредством своей деятельности по долговому финансированию на открытом рынке.

Кейнсианцы традиционно считали денежно-кредитную (монетарную) политику грубым инструментом, а монетаристы придерживаются совершенно противоположной точки зрения. В реальной жизни правительства проявляют тенденцию к использованию «жесткой» денежной политики, надеясь таким образом обуздать инфляцию. В 1980-е гг. монетарная политика стала главным экономическим средством, которое использовали США и Англия, убежденные в том, что контроль за инфляцией служит ключом к стабильному экономическому росту, а уровень инфляции определяется ростом денежной массы.

Монетарная или денежно-кредитная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Содержание:

  1. Сущность монетарной политики.
  2. Цели монетарной политики:
  3. Виды монетарной политики.
  4. Инструменты монетарной политики:

Сущность монетарной политики

Сущность монетарной политики заключается в комплексе взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет государство через центральный банк.

Таким образом, монетарной политике присущи:

  • комплексность;
  • разновариантность регулятивных мероприятий;
  • направленность таких мероприятий на достижение конкретных, заранее определенных общественных целей;
  • реализация подобных мероприятий осуществляется центральным банком через механизм денежного рынка.

Монетарная политика имеет четкие, экономически обусловленных очертания. Ее институциональную основу составляет денежный рынок и банковская система, в виду этого монетарная политика представляет собой организационно оформленный регулятивный механизм со своими специфическими целями, инструментами и ролью в экономическом регулировании.

Монетарная политика — это макроэкономическая политика денежных властей, комплекс мер, направленных на управление совокупным спросом через условия денежного рынка (краткосрочная процентная ставка, номинальный валютный курс или уровень текущей ликвидности банковского сектора) для достижения комбинации конечных целей, в которые могут входить ценовая стабильность, сохранение устойчивого валютного курса, финансовая стабильность и содействие сбалансированному экономическому росту.

Объектами монетарной политики являются такие элементы денежного рынка как:

В зависимости от экономической ситуации в стране объектом монетарного регулирования может быть выбран один из вышеуказанных элементов или же несколько одновременно.

Субъектами монетарной политики выступают центральный банк (см. ЕЦБ, НБУ, Банк Англии, Банк Японии), а также другие органы государственного регулирования экономики — Министерство финансов, Министерство экономики, непосредственно правительство и парламент страны. Органы исполнительной и законодательной власти определяют основные макроэкономические показатели, которые служат ориентирами для формирования целей денежно-кредитной политики (объем ВВП, размер бюджетного дефицита, платежный и торговый балансы, уровень занятости и др.).Однако решающая роль в разработке и реализации монетарной политики принадлежит центральному банку, поскольку он несет ответственность перед обществом за состояние монетарной сферы.

Цели монетарной политики

Для выяснения роли монетарной политики в рыночной экономике важное значение имеет осознание задач, которые ставятся монетарными властными структурами и которые решаются монетарными методами. Эти задачи принято называть целями монетарной политики. Они делятся на три группы:

Цели монетарной политики

Стратегические цели монетарной политики

Стратегическими обычно являются такие цели монетарной политики, которые определены как ключевые в общеэкономической политике государства. Ими могут быть:

  • рост производства;
  • рост занятости;
  • стабилизация цен;
  • сбалансирование платежного баланса.

Каждая из этих целей настолько важна для общества, что властные структуры могут ставить перед собой задачи одновременно реализовать их все или большую их часть. Государство в целом имеет в своем распоряжении широкий спектр регулятивных инструментов для решения таких задач.

Однако с помощью мер исключительно монетарной политики достичь одновременно всех указанных целей невозможно из-за ограниченности и специфики ее инструментария. Поэтому в пределах монетарной политики указанные стратегические цели оказываются несовместимыми. В частности, стабилизация цен требует применения монетарных мер, которые приводят к ухудшению конъюнктуры, спаду производства и занятости. И наоборот, для роста производства необходимо принимать меры, которые обеспечат оживление конъюнктуры и могут вызвать рост цен.

Поэтому центральный банк выбирает в зависимости от конкретной экономической ситуации одну из стратегических целей. Ею, как правило, является стабилизация цен (или снижение инфляции), поскольку именно она наиболее точно соответствует главному назначению центрального банка — поддерживать стабильность национальной денежной единицы. И посредством решения этой задачи центральный банк способствует достижению других стратегических целей.

Однако каждый раз возникает сложная проблема согласования стратегических целей монетарной и общеэкономической политики. Нужно, чтобы в общеэкономической политике стабилизация цен была признана приоритетной или важной, а монетарная политика имела ориентацию на обеспечение экономического роста. Если же такого совпадения нет, то центральному банку приходится либо менять свою стратегическую цель, или отстаивать ее ценой обострения отношений со структурами исполнительной, а то и законодательной власти.

Промежуточные цели монетарной политики

Промежуточные цели монетарной политики заключаются в таких изменениях определенных экономических процессов, которые будут способствовать достижению стратегических целей. Поскольку в рыночных условиях экономический рост, занятость, динамика цен, состояние платежного баланса и другие макроэкономические показатели определяются прежде всего состоянием рыночной конъюнктуры, промежуточными целями монетарной политики как раз и является ее изменение в соответствии со стратегической целью.

В частности, если целью общеэкономической политики является экономический рост при сокращении безработицы, то промежуточной целью может быть оживление рыночной конъюнктуры. И наоборот, если стратегической целью является стабилизация цен, то промежуточной должно быть сдерживание изменения конъюнктуры рынка.

Характерной особенностью промежуточных целей является то, что они устанавливаются на длительные временные интервалы, в течение которых могут быть реализованы и проявить свою эффективность. Так, оживление рынка вследствие роста массы денег или снижения процентных ставок в краткосрочном периоде может вызвать рост спроса и цен. И только при условии, что эти меры активизируют инвестиции, рост производства, будет обеспечено увеличение предложения, которое остановит рост цен и стабилизирует их. Однако для этого нужен длительный промежуток времени.

Тактические цели монетарной политики

Тактические цели — это оперативные задачи банковской системы по регулированию ключевых экономических переменных, прежде всего денежной массы, процентной ставки и валютного курса, для достижения промежуточных целей. По каждому из этих показателей может быть поставлена одна из трех задач:

  1. рост;
  2. стабилизация;
  3. снижение.

Конкретное направление движения экономической переменной определяется промежуточной целью монетарной политики и характером показателя. Например, для оживления рыночной конъюнктуры (как варианта промежуточной цели) необходимо, чтобы на уровне тактических целей денежная масса росла, а процентные ставки снижались.

Характерными признаками тактических целей является их краткосрочность, реализация их оперативными мероприятиями исключительно центрального банка, многоаспектность, единство и определенная противоречивость. Эти особенности существенно затрудняют выбор и механизмы реализации тактических целей.

Так, если изменение массы денег влияет на изменение совокупного спроса и затрагивает всю макроэкономику, то изменения процентной ставки и валютного курса могут влиять не только на совокупный спрос, но и на интересы определенных групп экономических субъектов и вызывать структурные изменения в экономике. Поэтому успех решения многих регулятивных задач зависит от правильного сочетания указанных тактических целей: изменениями процентной ставки или валютного курса можно локализовать инфляционный эффект от роста массы денег в обороте.

Виды монетарной политики

Различают следующие виды монетарной политики:

  1. Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег.
  2. Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика заключается в применении центральным банком мер по уменьшению предложения денег.

Если страна сталкивается с высоким уровнем безработицы во время замедления или спада, монетарные власти могут выбрать стимулирующую (экспансионистскую) монетарную политику, которая направлена ​​на ускорение экономического роста и расширение общей экономической активности в регионе. Как часть экспансионистской монетарной политики, центральный банк часто снижает процентные ставки посредством различных мер, которые делают сбережения денег относительно невыгодными, тем самым стимулируя расходы. Это приводит к росту потребительских расходов на различные товары и услуги и к увеличению денежной массы на рынке. Поскольку капитал теперь доступен по более низким ставкам, как предприятия, так и частные лица могут брать кредиты на более выгодных условиях.

Благодаря дешевому финансированию предприятия и корпорации вкладывают денежные средства в производственные подразделения, инвестиционные проекты и другие виды деятельности, связанные с бизнесом, которые способствуют увеличению занятости.

Физические лица не только получают работу, что приводит к снижению безработицы, но и получают более высокий доход, который используется для осуществления всех видов покупок и инвестиций, тем самым увеличивая совокупный платежеспособный спрос (покупка или аренда недвижимости, потребительские расходы, различные услуги и т.п.). Более низкие процентные ставки стимулируют потребление, поскольку от расходов на товары и услуги получается больше полезности, чем от сбережений. По мере того как на рынок поступает больше денег, общая экономическая активность повышается, что помогает стране выйти из спада или рецессии. Примером такого экспансионистского подхода являются низкие или нулевые процентные ставки, сохраняющиеся во многих ведущих экономиках мира после финансового кризиса 2008 года.

Однако увеличение денежной массы и более высокие темпы роста часто приводят к росту инфляции. С ростом цен на предметы первой необходимости, такие как энергоресурсы, продукты питания, потребительские и другие товары и услуги, это начинает влиять на общую стоимость жизни, расходы на ведение бизнеса и все остальные аспекты экономики. Тогда возникает необходимость в сдерживании темпов экономического роста и инфляции,что достигается за счет сдерживающей (рестрикционистской) монетарной политики.

Повышая процентные ставки, центральный банк стремится снизить инфляцию, сократить предложение денег на рынке, сделать заимствования более дорогими, сделать расходы неблагоприятными, что способствует экономии денег. Сдерживающая монетарная политика может замедлить экономический рост и увеличить безработицу, но часто необходима для сдерживания инфляции.

В США в начале 1980-х годов, когда инфляция достигла рекордно высокого уровня и колебалась в двузначном диапазоне около 15 процентов, Федеральная резервная система подняла базовую процентную ставку до рекордных 20 процентов. Хотя высокие показатели привели к рецессии, в течение следующих нескольких лет ей удалось вернуть инфляцию до желаемого уровня 3-4%.

В дополнение к стандартной монетарной политике экспансии и рестрикции, в последнее время приобрела огромную популярность так называемая нетрадиционная монетарная политика. В периоды экстремального экономического кризиса, такого как продолжительный финансовый кризис 2008 года, стандартные инструменты традиционной монетарной политики перестали эффективно контролировать экономические факторы для достижения желаемых целей. Поэтому для ускорения экономического роста и стимулирования спроса были использованы новые и исключительные мероприятия, такие как количественное смягчение. В период после 2008 года ФРС США загрузила свой баланс триллионами долларов в виде казначейских векселей и ипотечных ценных бумаг. Регуляторы других ведущих экономик по всему миру последовали этому примеру: Банк Англии, Европейский центральный банк и Банк Японии проводят аналогичную политику. Эффект количественного смягчения заключается в повышении цен на ценные бумаги, в результате чего снижается их доходность, а также увеличивается общая денежная масса.

Инструменты монетарной политики

В зависимости от экономических переменных и связанных с ними тактических целей определяются инструменты монетарной политики. Выбор их является прерогативой центрального банка.

Мировая практика монетарной политики накопила значительный опыт использования определенных инструментов денежно-кредитного регулирования экономических процессов. Все их можно разделить на две группы:

  1. инструменты косвенного влияния на денежный рынок и экономические процессы;
  2. инструменты прямого воздействия.

К первой группе относятся:

Ко второй группе относят:

  • установление прямых ограничений на осуществление эмиссионно-кассовых операций;
  • введение прямых ограничений на кредитование центральным банком коммерческих банков;
  • установление ограничений или запрета на прямое кредитование центральным банком потребностей бюджета;
  • прямой распределение кредитных ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования, между приоритетными отраслями, производствами, регионами и тому подобное.

Косвенное влияние инструментов первой группы заключается в создании таких условий, при которых усиливаются или ослабляются стимулы экономических субъектов к определенному поведению, например к накоплению или к уменьшению запасов денег в своем распоряжении и соответственно к уменьшению или к увеличению их спроса на товарных или финансовых рынках. Поэтому регулирование с помощью таких инструментов относится к экономическим методам государственного управления, оно имеет существенные преимущества перед применением инструментов прямого действия, влияние которых носит преимущественно директивный характер.

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке — это наиболее популярный инструмент монетарной политики в странах с высокоразвитой рыночной экономикой. В странах с переходной экономикой применение этого инструмента ограничивается недостаточным развитием рынка ценных бумаг (открытого рынка), недостаточной ликвидностью государственных ценных бумаг и тому подобное.

Сущность операций на открытом рынке заключается в том, что, покупая ценные бумаги на рынке, центральный банк дополнительно направляет в оборот соответствующую сумму денег и этим увеличивает сначала банковские резервы, а затем и общую массу денег при прочих равных условиях.

Продавая ценные бумаги из своего портфеля, он изымает на соответствующую сумму банковские резервы, а затем уменьшается и общая масса денег в обороте. В результате этих операций соответственно увеличивается или уменьшается предложение денег на рынке, что влияет в конечном итоге на конъюнктуру товарных рынков.

Операции на открытом рынке бывают динамические и защитные. Динамические операции применяются для увеличения или уменьшения общего предложения денег при условии, что другие факторы не влияют на массу денег. Защитные операции заключаются в поддержании общего предложения денег на неизменном уровне в условиях воздействия на массу денег других факторов. Если эти факторы уменьшают предложение денег, то следует на определенную сумму купить ценные бумаги на открытом рынке, чтобы стабилизировать объем предложения, и наоборот.

Регулятивного эффекта можно достичь посредством купли-продажи любых ценных бумаг на открытом рынке. Однако центральные банки, как правило, ограничиваются операциями с государственными ценными бумагами. Это объясняется следующими обстоятельствами:

  • возможностью столкновения корпоративных интересов на рынке, если центральный банк продаст или купит ценные бумаги одной корпорации, а другой — нет. К тому же объемы запланированного изменения предложения денег не всегда дают возможность покупать или продавать ценные бумаги всех корпораций;
  • центральные банки по своему статусу являются финансовыми уполномоченными правительств, которые размещают их ценные бумаги на первичном рынке и своими операциями с ними на вторичном рынке способствуют повышению рейтинга и спроса на такие ценные бумаги, а значит и доходов бюджета от их продажи. Это положительно влияет на состояние бюджетного дефицита, а следовательно — на состояние денежного оборота;
  • правительство, как правило, является крупнейшим эмитентом ценных бумаг, а рынок таких ценных бумаг — крупнейшим сектором общего рынка ценных бумаг. Это обеспечивает центральному банку возможность осуществлять операции на открытом рынке с однородными финансовыми инструментами в любых объемах, диктуемых потребностями монетарной политики.

Влияние на предложение денег можно обеспечить посредством купли-продажи ценных бумаг как у коммерческих банков, так и у прочих владельцев. Если ценные бумаги продаются банкам, то их избыточные резервы сокращаются немедленно, поскольку оплата осуществляется с их корреспондентских счетов в центральном банке. Поэтому регулятивный эффект наступит довольно быстро, почти незамедлительно. Если ценные бумаги продаются юридическим или физическим лицам, то избыточные резервы банков тоже сократятся, потому что деньги плательщиков находятся на их счетах в банках и в конечном итоге будут списаны с их корсчетов в центральном банке. Однако регулятивный эффект наступит чуть позже, чем в первом случае.

Операции на открытом рынке могут проводиться как в форме прямой купли-продажи, так и на условиях обратного выкупа.

В последнем случае при первичной продаже или покупке одновременно заключается и соглашение об обратном выкупе или продаже этих ценных бумаг через определенный, как правило, достаточно короткий, срок. Такие операции называются «РЕПО» и осуществляются преимущественно при проведении защитных операций на открытом рынке.

В условиях высокоразвитого рынка ценных бумаг такой инструмент монетарной политики как операции на открытом рынке имеет существенные преимущества:

  1. Он имеет высокую оперативность и четкость действия. Если центральный банк решил увеличить или уменьшить предложение денег и их размер, то он может немедленно дать распоряжение своим дилерам купить или продать ценные бумаги на соответствующую сумму, и проблема будет решена довольно оперативно. При этом не имеет значения объем операции — он может быть незначительным или довольно крупным.
  2. На действие этого инструмента не могут влиять никакие другие субъекты рынка, кроме центрального банка, что делает его регулирующее влияние довольно значительным, точным и эффективным.
  3. Этот инструмент имеет свойство «торможения», то есть если при проведении определенной операции была допущена ошибка, то можно немедленно запустить операцию противоположного действия и исправить ситуацию с предложением денег: при чрезмерном увеличении предложения денег немедленно продать соответствующую сумму ценных бумаг и уменьшить предложение до необходимого уровня.

Регулирование нормы обязательных резервов

Регулирование нормы обязательных резервов — это мощный инструмент влияния на предложение денег, который имеет неотвратимое и незамедлительное действие. Механизм этого инструмента заключается в том, что центральный банк устанавливает для всех банков и других депозитных учреждений норму обязательного хранения привлеченных средств на корреспондентских счетах без права их использования и без выплаты процентов по ним.

Увеличивая норму обязательного резервирования, центральный банк немедленно сокращает объем избыточных резервов банков, уменьшает их кредитную способность, снижает уровень мультипликации депозитов. Соответственно уменьшается общий объем предложения денег. Если центральному банку нужно увеличить предложение денег, то достаточно соответственно снизить норму обязательного резервирования, и ситуация изменится на противоположную — увеличится объем свободных резервов, повысится кредитная способность банков и уровень мультипликации депозитов.

Данный инструмент монетарной политики имеет то преимущество, что он оказывает воздействие на все банки, изменяя предложение денег немедленно и достаточно мощно. Но он имеет и существенные недостатки.

Во-первых, повышение нормы обязательного резервирования может оказать негативное воздействие на состояние ликвидности некоторых банков (в первую очередь — банков с небольшими избыточными резервами) и тем самым подорвать их положение на рынке. Чтобы спасти такие банки, центральному банку пришлось бы принимать ряд компенсирующих мер, например усилить их рефинансирование или увеличить покупку ценных бумаг, что будет размывать регулятивный эффект от применения инструмента обязательного резервирования.

Во-вторых, повышение нормы резервирования негативно сказывается на финансах банков, поскольку ограничивает их доходы по активным операциям. Для банка обязательные резервы — это отвлеченные ресурсы, по которым он не получает никаких доходов. В этой связи такое применение данного инструмента равноценно повышению налогообложения банков.

В-третьих, если нужно изменить предложение денег на короткий срок и в небольших объемах, то этот инструмент просто не пригоден, т.к. изменение нормы резервирования на 1% может спровоцировать значительно большее изменение предложения, чем это необходимо. А частые изменения нормы резервирования (вверх-вниз) вообще могут парализовать деятельность банков.

Указанные недостатки данного инструмента монетарной политики обусловили очень осторожное его применение в развитых странах: норма резервирования там устанавливается на небольшом уровне и изменяется крайне редко, а некоторые страны вообще отказались от него. В странах с переходной экономикой, где амплитуды колебания денежной массы очень большие, этот инструмент применяется значительно чаще. Он позволяет оперативно подавить избыточное предложение денег и уравновесить конъюнктуру на соответствующих рынках.

Процентная политика

Процентная политика — один из мягких инструментов монетарной политики, сходный по характеру воздействия на предложение денег с операциями на открытом рынке. Его механизм заключается в том, что центральный банк устанавливает ставки процентов по займам, которые он предоставляет коммерческим банкам в порядке их рефинансирования.

Наиболее типичной процентной ставкой центрального банка является учетная ставка. Увеличивая уровень учетной ставки, центральный банк страны достигает таких регулятивных последствий:

  • сдерживает спрос коммерческих банков на свои ссуды, тормозит рост их избыточных резервов и банковского кредитования экономических субъектов, сдерживает мультипликацию депозитов и роста предложения денег;
  • сигнализирует экономическим субъектам о своем намерении сделать деньги более дорогими, что само по себе побуждает экономических субъектов к более осторожному поведению и приводит к падению рыночной конъюнктуры.

Снижение центральным банком уровня учетной ставки имеет противоположные последствия — увеличивает спрос коммерческих банков на ссуды и их избыточные резервы, вызывает рост предложения денег.

Процентная политика как монетарный инструмент имеет определенные недостатки. Влияние процентной политики на предложение денег недостаточно четкое и оперативное. Для коммерческих банков и других экономических субъектов важно не просто изменение учетной ставки, а изменение ее соотношения с рыночными процентными ставками, по которым они получают ссуды от других кредиторов и по которым сами предоставляют ссуды.

Если, например, рыночные ссудные проценты выросли больше, чем учетная ставка, то коммерческим банкам выгодно не уменьшать свои заимствования у центрального банка. Поэтому центральный банк не достигнет эффекта торможения предложения денег повышением учетной ставки. Кроме того, коммерческие банки могут не отреагировать соответствующим образом на изменение учетной ставки и по другим причинам: из-за инфляционных ожиданий, состояния своей ликвидности и тому подобное. В случае высоких инфляционных ожиданий или ухудшения ликвидности коммерческим банкам целесообразно увеличивать спрос на ссуды центрального банка даже при повышении учетной ставки.

Рефинансирование коммерческих банков

Рефинансирование коммерческих банков — это инструмент монетарной политики, применяемый в тесном сочетании с процентной политикой. Кроме изменения учетной ставки, центральный банк может регулировать спрос на свои ссуды со стороны коммерческих банков изменением других условий предоставления этих ссуд — изменением их ассортимента, ограничением целевого назначения, лимитированием объемов отдельных ссуд и тому подобное. Подобными мерами центральный банк может более четко и целенаправленно влиять на изменение банковских ресурсов, а следовательно, и на предложение денег.

Поэтому этот инструмент имеет определенные преимущества перед процентной политикой. Однако для его широкого применения не всегда имеются достаточные предпосылки, в частности в портфелях коммерческих банков нет достаточных запасов векселей или других ценных бумаг, которые служили бы обеспечением ссуд рефинансирования.

Регулирование курса национальной валюты

Регулирование курса национальной валюты — инструмент монетарной политики, оказывающий очень четкое, оперативное и сильное воздействие. По характеру воздействия на массу денег он напоминает операции на открытом рынке. Если центральный банк планирует уменьшить массу денег в обороте, то ему достаточно продать на рынке соответствующую массу иностранных валютных ценностей, что приведет к сокращению банковских резервов и предложения денег. И наоборот, при необходимости увеличить массу денег в обращении центральному банку следует купить соответствующую массу иностранной валюты. Эти операции получили название валютной интервенции. Хотя непосредственной целью этих операций является регулирование курса национальной валюты (см. также От чего зависит курс валюты?), они косвенно и весьма ощутимо влияют и на массу национальных денег в обороте.

Применение этого инструмента монетарной политики связано с определенными экономическими и организационными трудностями. Во-первых, у центрального банка должен быть достаточный золотовалютный запас, чтобы в случае необходимости можно было использовать его для воздействия на денежную массу. Накопление такого запаса возможно при условии длительного экономического роста и активного сальдо платежного баланса, что требует от страны значительного экономического напряжения.

Во-вторых, конъюнктурные ситуации на валютном и на товарных рынках могут меняться не одновременно и в разных направлениях. Поэтому интервенционные операции центрального банка в интересах валютного рынка могут оказаться не желательными для товарных рынков. Учитывая это, при проведении интервенционной операции на товарном рынке центральный банк должен осуществить компенсирующие (стерилизационные) меры, чтобы не допустить уменьшения или увеличения предложения денег и платежеспособного спроса на товарных рынках. Удобнее всего провести стерилизацию с помощью операций на открытом рынке. При таком комплексном подходе операции по регулированию валютного курса могут успешно служить и инструментом регулирования предложения денег.

Определенное влияние центрального банка на предложение денег и на конъюнктуру рынков достигается также через установление экономических нормативов деятельности коммерческих банков, прежде всего нормативов ликвидности, а также через публичное разъяснение целей своей монетарной политики, «дружеское убеждение» и рекомендации действовать в соответствии с совместно определенными целями (сдерживать кредитную деятельность, избегать действий, дестабилизирующих рынок ценных бумаг или валютный курс и т.д.).

Общие очертания механизма монетарной политики, внутренние связи между ее отдельными целями и инструментами можно представить в виде схемы.

Схема связей целей и инструментов монетарной политики
Схема связей целей и инструментов монетарной политики

Например, использование такого инструмента процентной политики как снижение учетной ставки приведет к решению тактических целей по увеличению массы денег и снижению уровня процента, что в свою очередь решит промежуточные цели по оживлению конъюнктуры и, как следствие, будет достигнута такая стратегическая цель как стабилизация цен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 18 =