Методы регулирования инфляции

Методы регулирования инфляции

В развитии инфляционного процесса имеет место «критическая точка», при прохождении которой инфляция вступает в качественно иную стадию, когда дальнейший рост денежной массы и денежных доходов отдельных экономических субъектов становится нецелесообразным.

Долгое время экономическая наука и практика оценивали инфляцию исключительно отрицательно. Начиная с 60-х годов прошлого века отношение к инфляции несколько изменилось, стало более дифференцированным. Большинство экономистов (зарубежных и отечественных) признало, что «ползучая» инфляция имеет положительное влияние на социально-экономическое развитие и только на высших стадиях приобретает разрушительный характер. Поэтому и проблема борьбы с инфляцией приобрела характер ее регулирования со стороны государства.

Основная цель такого регулирования состоит в том, чтобы сдержать инфляцию в разумных пределах и не допустить разгона ее темпов до размеров, угрожающих социально-экономической жизни общества.

Изменение отношения к инфляции обусловлено тем, что в условиях глубокого государственно-монополистического вмешательства в экономику диспропорция ее развития становится неизбежной, а инфляция — внутренне присущей. Объективно речь может идти лишь о сдерживании инфляции на определенном уровне, а не о полном ее преодолении.

В развитии инфляционного процесса имеет место «критическая точка», при прохождении которой инфляция вступает в качественно иную стадию, когда дальнейший рост денежной массы и денежных доходов отдельных экономических субъектов становится нецелесообразным. Это обусловлено тем, что темпы обесценивания денег в определенный момент начинают опережать темпы роста денежной массы и тогда реальная стоимость денежной массы  уменьшается, несмотря на ее номинальный рост. Соответственно и реальные доходы экономических субъектов в среднем сокращаются при их номинальном росте.

Для каждого отдельного субъекта «критическая точка» инфляции наступает не сразу. Ведь инфляционный рост цен на различные группы товаров существенно отличается по времени и темпах, что обуславливает такие же различия и в обесценивании доходов различных групп экономических субъектов. Быстрее инфляция достигает «критической точки» для субъектов с финансируемыми доходами и высоким удельным весом расходов на приобретение товаров первой необходимости, позже — для экономических субъектов, которые имеют возможность повышать свои номинальные доходы быстрее, чем растут цены на товары их спроса.

Прежде всего — это крупные монопольные предприятия, которые имеют возможность активно повышать цены на свою продукцию и противодействовать росту цен на товары, которые они покупают, и увеличивать заработную плату своим работникам. Однако и для таких субъектов «критическая точка» наступает в определенный момент времени. Тогда они становятся сторонниками сдерживания инфляции и требуют от правительства проведения соответствующей политики по урегулированию инфляции.

Идея «контролируемой» инфляции сформировалась как составная часть кейнсианской теории государственного регулирования экономики путем вмешательства в платежеспособный спрос. Кейнс и его последователи считали, что разными экономическими рычагами, в том числе увеличением денежной массы в обращении, государство может стимулировать расширение спроса, реакцией на что будет рост предложения, а значит, и производства товаров без повышения цен. Особенно эффективным влияние увеличения денежной массы они считали при следующих условиях:

  • относительно свободная конкуренция на рынке, когда ничем не ограниченно действует механизм цены равновесия. В таких условиях предприниматели под влиянием дополнительного спроса будут заинтересованы в расширении производства товаров, даже опережающими темпами;
  • наличие на рынке резервов средств производства и рабочей силы (неполная занятость), которые вследствие увеличения спроса вовлекаются в сферу производства;
  • свободное движение ссудного процента под влиянием спроса и предложения на денежном рынке, что дает возможность снижать его при выпуске в обращение дополнительной массы денег. Это приводит в свою очередь к росту инвестиций и ослаблению инфляционного давления избытка денег на товарных рынках. Такое переключение допэмиссии делает инфляцию регулируемой и эффективной даже при полной занятости.

Кейнсианская идея регулируемой инфляции широко использовалась на практике в 50-60-е годы XX века в большинстве стран с рыночной экономикой. На ее основе осуществлялось форсирование государственных расходов, происходил рост бюджетных дефицитов, ставший хроническим явлением. Практиковалась политика кредитной экспансии, либерализация доходов и цен и тому подобное.

Экономическая мысль предостерегала практику не столько от инфляционной угрозы, сколько от угрозы кризисного спада и депрессии, снижения платежеспособного спроса, т.е. поддерживала идеи регулируемой инфляции.

Особенно активно инфляционные мероприятия осуществлялись при возникновении признаков экономического кризиса и в период депрессии. В период же «перегрева» экономики принимались антиинфляционные меры, разрабатывались специальные «планы стабилизации».

Все это сыграло положительную роль в смягчении колебаний экономического цикла и способствовало успешному развитию экономики. Было достигнуто долговременное (50-60-е годы) сдерживание инфляции на «ползущем» уровне, что давало основания говорить о реализации на практике идеи «контролируемой» инфляции.

Однако уже с начала 70-х годов в большинстве стран с развитой рыночной экономикой начался быстрый рост цен, инфляция приблизилась к галопирующему уровню. Если в 1956-1965 гг. среднегодовые темпы роста розничных цен составляли в США 1,7%, в Англии — 3,1%, во Франции — 5,0%, в Италии — 3,4%, то в 1975-1980 гг. — соответственно 9,3%, 15,8%, 10,5% и 17,9%. Такие изменения были обусловлены рядом объективных процессов, которые исключили возможность регулирования инфляции согласно кейнсианским идеям.

Это, во-первых, чрезвычайное «разбухание» государственных расходов, в результате чего они перестали реагировать на меры правительств по их сокращению с целью преодоления инфляции.

Во-вторых, сфера обращения во всех странах была доверху наполнена денежной массой, и инфляция достигла своей «критической точки».

В-третьих, успешное послевоенное развитие экономики привело к созданию крупных монополий, высокой монополизации производства и рынка, что деформировало свободное действие механизма цены равновесия.

В-четвертых, что едва ли не самое главное, в этот период обострился экономический и энергетический кризис, что значительно ухудшило условия производства и привело к росту производственных расходов. Перевести дополнительные расходы на трудящихся не удалось благодаря укреплению экономической мощи и организованности профсоюзов. Поэтому предприниматели не только не смогли заморозить рост заработной платы, но и вынуждены были повышать ее по мере роста цен. Начался мощный разворот спирали «зарплата — цены», который обусловил галопирующий характер инфляции.

В новых условиях кейнсианская идея регулируемой инфляции подверглась серьезной критике со стороны представителей монетаристской школы. Главный недостаток ее виделся в том, что кейнсианцы не учли в своих оценках последствий инфляционных мер правительства сознательную реакцию экономических агентов (предпринимателей и наемных работников) на будущую инфляцию. Так, М. Фридман выдвинул положение о «естественном уровне безработицы», который определяется условиями рынка рабочей силы и не может быть нарушен извне.

Если же правительство мерами своей политики (нагнетание спроса посредством бюджетной и кредитной экспансии) уменьшит безработицу ниже ее естественного уровня, то это только ускорит инфляцию до галопирующих темпов. Ведь предприниматели, прогнозируя рост цен, застрахуют свои доходы соответствующими мероприятиями в деловых контрактах, трудовых соглашениях и тому подобное. Поэтому ожидаемого правительством перераспределения доходов и усиления стимулирования производства не происходит. Правительство вынуждено будет еще больше расширять спрос сверх размеров, которые ожидали предприниматели, а это — прямой путь к раскручиванию инфляционной спирали. Положительный эффект от таких действий правительства может быть только краткосрочным. В долгосрочном же плане они содержат в себе угрозу гиперинфляции.

Еще дальше в этом отношении пошли представители монетаристской школы «рациональных ожиданий» (Р. Лукас, Н. Уоллес, Т. Сарджент). Они считают, что экономические субъекты могут предусматривать любые регулирующие меры правительства («рациональные ожидания») и защитить свои доходы от их влияния, поэтому отрицают даже краткосрочный эффект регулирования эмиссии и занятости и наиболее откровенно поддерживают главный вывод монетаристской доктрины. Согласно ему стабилизационная политика якобы бесплодна и от нее следует отказаться, а рыночная система сама себя поддержит в постоянном равновесии, как бы на нее не пытались влиять.

На практике политика регулируемой инфляции потерпела крах и с начала 70-х годов изменилась откровенной антиинфляционной политикой, к которой вынуждены были перейти правительства большинства стран мира.

Антиинфляционная политика большинства стран с развитой рыночной экономикой проводится по нескольким направлениям — дефляционная политика (урегулирование спроса), политика доходов или по обоим  направлениям одновременно.

Дефляционная политика включает ряд методов ограничения платежеспособного спроса через финансовый и кредитно-денежный механизм. Она проводится преимущественно в условиях, когда инфляция вызвана причинами, действующими со стороны денег.

Для того чтобы уменьшить поступление лишних денег в обращение, сокращаются расходы государственного бюджета, прежде всего на субсидии предприятиям, социальные нужды, инфраструктуру, на нужды военно-промышленного комплекса. Для изъятия из обращения излишних денег, которые поступили туда ранее, широко используется усиление налогового давления на доходы. Однако мобилизованные в бюджет через налоги средства могут снова поступать в обращение в виде государственных расходов. Чтобы этого не случилось, необходимо реально уменьшать бюджетные расходы, прежде всего непроизводственного назначения. С целью изъятия части лишних денег часто выпускаются государственные займы.

Важным инструментом дефляционной политики является кредитная рестрикция и прямое лимитирование (таргетирование) выпуска наличных денег в обращение. Повышая учетную ставку центрального банка, регулируя процентные ставки по пассивным и активным операциям коммерческих банков, увеличивая норму обязательных резервов и другими методами государство сокращает банковское кредитование народного хозяйства и сдерживает тем самым рост денежной массы и платежеспособного спроса.

Практикуется прямое государственное лимитирование роста кредитных вложений и наличной денежной массы в обращении, предварительный контроль центрального банка за обоснованностью выдачи коммерческими банками займов на большие суммы.

Политика дефляции при последовательном и жестком ее проведении может дать желаемый антиинфляционный эффект, однако ее реализация связана с большими трудностями, поскольку усиливает социальное напряжение в обществе, вызывает угрозу экономического кризиса, банкротства предприятий, снижения занятости. Поэтому правительствам нередко приходится маневрировать, оперативно изменяя дефляционные методы инфляционными.

Второе направление антиинфляционной политики — политика доходов — предполагает государственный контроль за заработной платой и ценами. Такой контроль может сводиться к фиксации зарплат и цен на определенном уровне («замораживание»), или установлении темпов их роста в определенных пределах, чаще всего в пределах темпов прироста производительности труда. Этот метод широко использовался в бывшем Советском Союзе.

В странах Запада далеко не все правительства решались применять его, несмотря на возможные негативные социальные последствия. Ведь замораживание цен — это прямое вмешательство в частное предпринимательство и в сферу рынка, что приводит к деформации действия его механизма. Первым негативным последствием этого является появление товарного дефицита. Замораживание же зарплат ставит в сложное положение трудящихся, вызывает их недовольство политикой правительства, усиливает социальное напряжение.

Под влиянием неомонетаристских идей большинство стран Запада отказались от прямого вмешательства в цены и зарплаты и направили свои регулирующие действия на преодоление причин инфляции со стороны товаров, создание благоприятных условий для действия законов рынка и всяческое стимулирование частного предпринимательства. Это, в частности, проведение жесткой антимонопольной политики, поощрение рыночной конкуренции, сокращение государственной поддержки молорентабельных и слабоконкурентных предприятий и отраслей, введение гибкой налоговой политики, стимулирующей предпринимательскую активность и рост денежных сбережений населения. Все эти меры оказали положительное влияние на развитие производства, повышение его эффективности и производительность труда, что, в свою очередь, способствовало результативности дефляционной политики. В результате страны Запада во второй половине 80-х годов XX века смогли преодолеть галопирующую инфляцию, ввести ее в рамки «ползучей».

В новых условиях вновь возникла необходимость регулирования инфляции в соответствии с кейнсианскими идеями. Но и опыт 80-х годов, базировавшийся в основном на концепциях неомонетаризма, имеет большое значение для теории и практики.

Во-первых, инфляция может легко из регулируемой превратиться в нерегулируемую, достичь галопирующих темпов и привести к тяжелым экономическим и социальным последствиям.

Во-вторых, антиинфляционная политика дает тем больший эффект, чем меньше она требует прямого вмешательства в производство, чем лучшие условия создаются в стране для развития предпринимательства и действия рыночного механизма. Поэтому она не может ограничиваться дефляционными мерами, а должна быть комплексной, включать и мероприятия, направленные на всестороннее стимулирование развития производства.

В-третьих, угрожающие социальные последствия могут иметь не только раскручивание инфляции до высоких уровней, но и антиинфляционные меры государства, если они проводятся недостаточно взвешенно.