Устойчивое конкурентное преимущество

Устойчивое конкурентное преимущество (англ. Sustainable Competitive Advantage, SCA) — длительно действующее преимущество (благо) стратегии, создающей уникальные ценности, которое не может быть немедленно достигнуто ни одним из действующих или потенциальных конкурентов и выгоды от использования которого не могут быть ими скопированы. Иногда устойчивое конкурентное преимущество не вполне обоснованно называют «универсальным конкурентным преимуществом».

Устойчивое конкурентное преимущество – это результат рационального сочетания исключительных ресурсов и способностях, представляющих ценность для потребителей, которые крайне ограничены и трудно воспроизводимы. Дело не столько в самих способностях и ресурсах, сколько в уникальности и устойчивости их комбинаций. Фирмы, использующие такие комбинации, концентрируются на коллективном обучении и координации усилий всех сотрудников в деле наращивания специфических коллективных компетенций.

Еще в 1937 г. Олдерсон сформулировал базисное положение будущей концепции устойчивого конкурентного преимущества о том, что фундаментальным аспектом адаптации к конкуренции является специализация бизнеса как ответ на изменения потребительского спроса. Он же в 1965 г. одним из первых отметил, что фирмы должны обладать уникальными характеристиками, чтобы во мнении потребителей отличаться от конкурентов.

Позднее Хэмел и Прахалад (1989) и Диксон (1992) сформулировали положение о том, что фирмам необходимо научиться создавать новые преимущества, чтобы идти на шаг впереди конкурентов. Холл (1980) и Хендерсон (1983) также говорили об уникальных преимуществах, чтобы выжить в условиях конкуренции. Эти тезисы и легли в основу концепции устойчивого конкурентного преимущества.

Цель устойчивого конкурентного преимущества – дать обладателю рыночное преимущество среди конкурентов, а зачастую и первенство на рынке. Устойчивое конкурентное преимущество дает возможность бизнесу поддерживать и улучшать свои конкурентные позиции на рынке и выживать в борьбе с конкурентами.

Идея устойчивого конкурентного преимущества была обнародована в 1984 г., когда Дж. Дэй предложил типы стратегий, которые помогут сделать конкурентные преимущества устойчивыми. Собственно, термин SCA появился в 1985 г., когда М. Портер определил основные типы конкурентных стратегий фирм (низкие издержки или дифференциация), позволяющие достичь SCA. Наиболее четкую формулировку концепции SCA представил в 1991 г. Барни:

«Можно сказать, что фирма обладает устойчивым конкурентным преимуществом, если она реализует такую стратегию создания ценностей и преимуществ, которая не может быть немедленно реализована ни одним действующим или потенциальным конкурентом, при том что эти другие конкуренты не способны скопировать, компенсировать выгоды, получаемые от этой стратегии».

Дэй и Венсли (1988) выделили два основных источника SCA: лучший опыт (умения) и лучшие ресурсы. Барни констатировал, что потенциал SCA может быть обеспечен не любыми ресурсами, а лишь теми, которые обладают четырьмя атрибутами: редкость, ценность, невозможность подделки и невозможность замены.

Хант и Морган (1995) выделили среди таких ресурсов финансовые, физические, правовые, человеческие, организационные, а также ресурсы отношений. Прахалад и Хэмел (1990) предположили, что дело не столько в самих умениях (опыте) и ресурсах, сколько в уникальности и устойчивости их комбинаций. Фирмы, использующие такие комбинации, концентрируются на коллективном обучении и координации усилий всех сотрудников в деле наращивания специфических коллективных компетенций.

Устойчивые конкурентные преимущества существуют не только у фирм, но и у регионов, государств. Устойчивое конкурентное преимущество многих развитых рыночных стран состоит в разнообразном и требовательном спросе, в поддержке конкуренции, в развитом маркетинге, оптимальном аутсорсинге, в стандартизации бизнес-процессов и менеджмента, в управлении взаимоотношениями с клиентами, в политической стабильности. Как можно заметить, эти преимущества тесно переплетаются, координируются друг с другом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + пятнадцать =