SWOT

SWOT-анализ

Успех любой компании на рынке является результатом грамотно составленной стратегии, посредством которой определяется ниша рынка, ассортимент продукции, целевая аудитория и прочие факторы. Но как удостовериться в том, что стратегия является правильной и компания движется в нужном направлении? Для этого используется невероятно простой, но в тоже время довольно сильный инструмент, который поможет вам разработать свою бизнес-стратегию, будь то создание стартапа или управление уже функционирующей компанией — SWOT-анализ.

Что такое SWOT-анализ?

SWOT-анализ — это процедура, используемая для оценки конкурентоспособности компании и разработки стратегического планирования. В процессе SWOT-анализа осуществляется определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также оцениваются внутренние и внешние факторы, текущий и будущий потенциал компании или проекта.

SWOT — это акроним, состоящий из следующих компонентов:

  • Strengths — сильные стороны;
  • Weaknesses — слабые стороны;
  • Opportunities — возможности;
  • Threats — угрозы.

Сильные и слабые стороны являются внутренними для вашей компании — факторы, которые вы можете контролировать и которые можете изменить. Например, персонал компании, используемые финансовые ресурсы, организация процесса производства продукции, эффективность производства, инновации и т.п.

Возможности и угрозы являются внешними — то, что происходит за пределами вашей компании, на более широком рынке. Вы можете использовать возможности и защищаться от угроз, но не можете их изменить. Примерами являются действия конкурентов, цены на сырье и материалы, макроэкономическая ситуация в стране, покупательские тенденции, изменения законодательства и т.п.

SWOT-анализ объединяет ваши сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в упорядоченный список и обычно отражается в виде простой таблицы размером «два на два».

SWOT-анализ
Матрица SWOT-анализа

После проведения SWOT-анализа, вы будете вооружены надежной стратегией для определения приоритетов работы, которую вам необходимо проделать для развития вашего бизнеса.

Может быть вам кажется, что вы уже знаете все, что вам нужно сделать, чтобы добиться успеха, но SWOT-анализ заставит вас взглянуть на свой бизнес по-новому, с другого ракурса. Вы рассмотрите свои сильные и слабые стороны, а также то, как вы сможете использовать их, чтобы воспользоваться возможностями и угрозами, существующими на вашем рынке.

Кто должен осуществлять SWOT-анализ?

Для эффективного осуществления SWOT-анализа в данный процесс должны быть вовлечены учредители и ТОП-менеджеры компании. Это не та задача, которую можно делегировать другим.

Но руководство компании не должно делать эту работу самостоятельно. Для достижения наилучших результатов вам необходимо собрать группу людей, представляющих различные направления деятельности компании: от продаж и обслуживания клиентов до маркетинга и разработки продуктов. Каждый из них должен быть вовлечен в процесс SWOT-анализа.

Инновационные компании даже выходят за рамки своей организации и обрабатывают отзывы клиентов, чтобы учесть их в процессе проведения SWOT-анализа.

Если вы только начинаете бизнес или ведете бизнес самостоятельно, то вы все равно можете провести SWOT-анализ. Подключайте к данному процессу ваших друзей и знакомых, которые прямо или косвенно связаны со спецификой вашего бизнеса. SWOT-анализ должен быть всесторонним и учитывать разные точки зрения.

Действующие предприятия могут использовать SWOT-анализ для оценки своей текущей ситуации и определения стратегии на перспективу. Но следует учитывать, что внутренняя и внешняя среда постоянно изменяются, поэтому проводить SWOT-анализ необходимо с регулярной периодичностью и своевременно вносить коррективы в стратегию.

Для стартапов SWOT-анализ является частью процесса бизнес-планирования. Он не только поможет сформировать стратегию, но и в дальнейшем поспособствует оценке того, насколько компания движется в правильном направлении к достижению запланированных целей.

Как правильно провести SWOT-анализ?

Для проведения SWOT-анализа не обязательно тратить целый рабочий день — достаточно уделить данному процессу несколько часов. Как отмечалось выше, для эффективного анализа вам необходимо сформировать команду из специалистов разных профилей, что позволит получить различные точки зрения, которые будут иметь решающее значение для успешного проведения SWOT-анализа.

В некоторой степени проведение SWOT-анализа похоже на мозговой штурм. Как вариант, можно попросить каждого участника процесса самостоятельно изложить (записать) собственные идеи, не участвуя при этом в дискуссии с другими участниками. Это предотвратит групповое мышление и гарантирует, что все мнения будут учтены.

Далее, все сформулированные идеи систематизируются и отражаются для последующего обсуждения. Если в процессе обсуждения возникают новые идеи, то они добавляются к имеющемуся списку.

Как только все идеи будут систематизированы, наступает время их оценки. Можно проголосовать или попросить каждого участника проранжировать каждую идею, после чего подвести итоги.

Основываясь на результатах голосования, вы должны сформировать приоритетный список идей. Безусловно, список является предметом обсуждения и дебатов, и кто-то должен иметь право решающего голоса. Обычно это CEO, но он может делегировать такое право другому лицу, отвечающему за бизнес-стратегию.

При проведении SWOT-анализа необходимо тщательно определить сферу каждого SWOT-анализа, понять различия между его элементами, быть объективным и использовать разностороннюю входящую информацию, избегать пространственных и двусмысленных заявлений.

Целью SWOT-анализа не является выяснение всех сильных и слабых сторон, это слишком сложно и не способствует достижению эффективности. Компания должна сосредоточиться на тех из них, которые могут стать ключевыми факторами успеха или провала, слишком широкий перечень нивелирует то, что является самым важным.

SWOT-анализ должен проводиться с участием всех ключевых специалистов данной организации. Это позволит четко идентифицировать сильные и слабые стороны компании.

Если SWOT-анализ проводится в форме мозгового штурма, то качество анализа можно повысить, если привлечь к его проведению лиц, не относящихся к данной организации. Такие лица могут выступить беспристрастными арбитрами, которые в состоянии оценить предложения, а также, задавая особые вопросы, спровоцировать организацию к переосмыслению своих положений и действий.

При проведении SWOT-анализа, особенно анализа возможностей и угроз, должны использоваться результаты ранее проведенных маркетинговых исследований.

Элементы SWOT-анализа

При проведении SWOT-анализа необходимо корректно сформулировать список вопросов, который поможет раскрыть суть каждого элемента.

Strengths (сильные стороны)

Сильные стороны — это внутренние, позитивные атрибуты вашей компании. Это те вещи, которые находятся под вашим контролем.

Примеры вопросов для выявления сильных сторон:

  • В чем наше основное конкурентное преимущество?
  • По каким параметрам мы превосходим наших конкурентов?
  • Какими уникальными ресурсами мы обладаем?
  • В чем преимущество наших сотрудников?
  • Почему клиенты лояльны к нашему бренду?
  • Какое у нас уникальное торговое предложение?
  • Какими активами мы располагаем?
  • Как мы можем увеличить рентабельность?

Weaknesses (слабые стороны)

Слабые стороны — это негативные факторы, которые подавляют ваши сильные стороны. Это вещи, которые вам необходимо улучшить, чтобы быть конкурентоспособным.

Примеры вопросов для выявления слабых сторон:

  • В чем мы уступаем нашим конкурентам?
  • Чем не довольны наши клиенты?
  • Нехватку каких ресурсов мы испытываем?
  • На что жалуются наши сотрудники?
  • Какие недостатки имеют наши продукты?
  • Какие факторы мешают сделать продукт лучше?
  • Какие внутренние процессы можно улучшить?
  • Какие сферы деятельности компании требуют улучшения?

Opportunities (возможности)

Возможности — это внешние факторы в вашей бизнес-среде, которые могут способствовать вашему успеху.

Вопросы для выявления возможностей предприятия:

  • Может ли нынешняя политическая и экономическая ситуация способствовать росту бизнеса?
  • Какие внешние ресурсы можно привлечь для ускорения развития?
  • Как текущие рыночные тенденции могут пойти нам на пользу?
  • Возможности носят постоянный или временный характер?
  • Сможет ли либерализация валютного регулирования увеличить объемы нашей внешнеэкономической деятельности?

Threats (угрозы)

Угрозы — это внешние факторы, которые вы не можете контролировать. Желательно разработать план действий на случай непредвиденных обстоятельств, если они произойдут.

Примеры вопросов для определения угроз:

  • Какие новые участники рынка потенциально опасны для нас?
  • Как политическая и экономическая ситуация может ухудшить позиции нашей компании?
  • Насколько новые продукты и технологии конкурентов могут быть более привлекательны для пользователей?
  • Могут ли рыночные тенденции негативно отразиться на нашем бизнесе?

Преимущества и недостатки SWOT-анализа

Преимущества SWOT-анализа:

  1. Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, компания, регион, страна и т.п.).
  2. Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.).
  3. Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.
  4. Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.

Недостатки SWOT-анализа:

  1. SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.
  2. Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.
  3. Анализ дает в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.
  4. Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.
  5. SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.
  6. Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 1 =