SPSS

SPSS или SPSS для Windows (от англ. Statistical Package of Social Science — статистический пакет для социологических наук) — программный комплекс для статистического анализа данных. SPSS — компьютерная программа для статистической обработки данных, один из лидеров рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований в социальных науках.

SPSS — важный инструмент исследований практикующего маркетолога. Программные продукты SPSS позволяют оперативно получать аналитическую информацию, наглядно представлять результаты в виде высококачественных таблиц и диаграмм, а также распространять и внедрять полученные результаты. Все это дает возможность, находя ключевые факты, взаимосвязи и тенденции, своевременно принимать оптимальные решения.

Программный комплекс SPSS развивается уже на протяжении 40 лет. Сегодня SPSS фактически является стандартом представления данных количественных маркетинговых исследований. Проведение даже небольших тестов с помощью SPSS делает их гораздо эффективнее, а в случае масштабных исследований SPSS реализует весь свой потенциал.

Центральной частью современного пакета SPPS для Windows является программа SPSS Base. Она обеспечивает доступ к данным, позволяет выполнять основные функции управления и преобразования данных. SPSS Base дает возможность осуществлять и основные операции для анализа данных — построение базовых таблиц и частотных распределений. Среди дополнений к SPSS Base — модули, позволяющие строить различные модели, анализировать категориальные данные, временные ряды и многое другое. Внешне интерфейс SPSS напоминает табличный процессор: по вертикали — респонденты, фирмы, отсчеты времени и т.п.; по горизонтали — вопросы, параметры, любые другие исследуемые величины.

С помощью SPSS можно:

  • организовать планирование и осуществление комплексной обработки результатов проведенных исследований;
  • обработать полученную информацию с использованием современных мощных статистических методов (частотный, дискриминантный, регрессионный, кластерный, факторный анализы);
  • эффектно и доступно презентовать статистическую информацию.

Навыки работы с SPSS могут быть применены маркетологами, чтобы:

  • определить мотивы покупателей, степень их взаимосвязи и влияния на покупательское поведение;
  • оценить и спрогнозировать поведение потребителей;
  • определить различия между сегментами потребителей;
  • оценить и спрогнозировать спрос на товар;
  • оценить позиции конкурентов и точность позиционирования продукции компании.

Простейший пример обработки результатов маркетингового исследования — получение информации о том, с какой частотой респонденты выбирали тот или иной вариант ответа, как их ответ зависел от возраста, пола, от других факторов, как отвечали представители различных регионов, как связаны между собой ответы на те или иные вопросы.

Достоинства SPSS — большой набор функций и возможностей, возможность работать с большим массивом данных (много больше, чем Excel), качественная техническая поддержка. Практики прямого маркетинга отмечают: использование SPSS позволяет значительно сократить объемы почтовых рассылок и сделать рассылки целенаправленными.

Ограничения использования SPSS связаны с высокой ценой программного обеспечения и большими сроками обучения. SPSS используют в основном крупные исследовательские агентства. Обучение работе обычно занимает от полугода, да и статистические формулы надо хорошо знать для осмысленного применения этой программы, а это еще год обучения (если, конечно, у маркетолога нет специального социологического или статистического образования). В связи с этим наиболее распространенным инструментом подавляющего большинства отечественных маркетологов для обработки статистики пока все-таки остается Excel.

Главный недостаток программного обеспечения SPSS с позиции практикующих отечественных маркетологов — цена (базовая версия — 2000-3000 долл.). Практики также предупреждают: следует иметь в виду, что статистическая терминология на английском языке сильно отличается от русской терминологии, так что надо быть внимательными.

В отечественной практике многие соблазняются низкой ценой «пиратской» версии SPSS, но обладание программой не решит комплекс проблем практикующего маркетолога, поскольку ей надо уметь пользоваться. SPSS дает ответы в цифрах, а не в указаниях (типа: сегодня акцию проводи, а завтра нет; покупай или продавай и т.д.), так что результаты обработки надо уметь читать!

Между 2009 и 2010 название программного обеспечения SPSS было изменено на PASW (Predictive Analytics SoftWare) Statistics.

28 июля 2009 компания объявила, что она была приобретена компанией IBM за 1,2 млрд долл. США. С января 2010 года компания стала называться «SPSS: An IBM Company».

По мнению некоторых авторов, SPSS занимает ведущее положение среди программ, предназначенных для статистической обработки информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − девять =