Розничная торговля

Розничная торговля (англ. Retail) — деятельность по продаже товаров, произведенных другими субъектами рынка, и оказанию сопутствующих торговых услуг конечному потребителю (т.е. для личного пользования), осуществляемая, как правило, ритейлерами (retailer — розничный торговец/посредник), обычно с принятием на себя риска неудачи в отношении продажи товара. В редких случаях доведением товара до конечных потребителей занимаются производители; бывает также, что производителями отдельных категорий продаваемых в рознице товаров выступают сами розничные торговые фирмы или сети, точнее, принадлежащие им производственные единицы.

Для характеристики работы предприятия розничной торговли наиболее важными являются следующие аспекты его деятельности:

  • характеристика рынка розничных услуг, а также субъектов этого рынка;
  • специфика конкуренции на данном рынке и способы приобретения конкурентных преимуществ;
  • процессы покупки и модели поведения потребителей розничных торговых услуг;
  • инструментарий маркетинга в розничной торговле и особенности его применения.

Торговая услуга розничной торговли в наиболее общем виде включает услуги по формированию и предложению ассортимента, максимально приближенного к запросам потребителей, предоставление покупателю возможности ознакомиться с этим ассортиментом, выбрать и приобрести в нужном количестве необходимое, а также дополнительные услуги.

Более конкретно основные услуги розничной торговли, т.е. продажа товаров конечным потребителям, включают:

  • приобретение и доставку товара от производителя или оптовика к местам, удобным для потребителей;
  • оборудование помещения, отведенного под торговый зал;
  • организацию выкладки и обеспечение сохранности (годности для употребления) продукции;
  • обеспечение возможности ознакомления с ассортиментом;
  • организацию процесса купли-продажи;
  • совершение финансовых операций по продаже товара, оформление кредитов, скидок и льгот, гарантийных документов.

Этим услугам сопутствуют другие, дополнительные, в т.ч. организация предварительного заказа и дегустации товаров, проверка их функционирования и качества, дозировка (нарезка), упаковка, доставка, установка, наладка и др., включая парковку автомобилей, работу с детьми, организацию питания и развлечения клиентов и др.

Управление предприятиями розничной торговли возможно лишь на основе маркетингового подхода, т.е. с ориентацией на потребителя. Как и любая другая услуга, услуга розничной торговли:

  • несохраняема (ее нельзя складировать, чтобы реализовать в нужное время, а надо всегда осуществлять здесь и теперь);
  • неотделима от субъекта оказания услуги — магазина, конкретного торговца;
  • непостоянна по качеству (прежде всего в связи с ее неотделимостью от субъекта оказания услуги);
  • нематериальна: домой покупатель приносит только товар, а не услугу продавца, хотя в сознании покупателя часто остается оценка именно качества услуги.

На данный момент конкуренция между иностранными и отечественными розничными торговцами в основном происходит путем развертывания крупных многопрофильных и специализированных торговых объединений, сетей. В современном розничном бизнесе в зависимости от предназначения, размера центра и арендаторов, а также от торговых концептов и формата магазинов выделяются:

  • «удобные магазины» — небольшие, для быстрого совершения покупок и получения наиболее типовых бытовых услуг;
  • «районные магазины» — для населения, компактно проживающего в одном районе;
  • «локальные центры» — для состоятельных покупателей, расположены в центральной части города, обычно в фешенебельных кварталах. Представляют собой галерею магазинов и бутиков, ювелирных и часовых салонов, закусочных с «фаст-фудом», небольших кофеен и ресторанчиков, без ярко выраженного доминирования отдельных арендаторов;
  • «региональные торговые центры», или «моллы», в т.ч. собственно региональные, площадью от 30 до 100 тыс. м2, в среднем 45 тыс. м2, и суперрегиональные — обычно от 50 до 150 тыс. м2, в среднем 90 тыс. м2. Основным арендатором чаще всего является гипермаркет, который занимает от 4 до 20 тыс. м2, в среднем 7,5 тыс. м2. Кроме универсальных магазинов в моллах могут присутствовать другие так называемые «якорные» арендаторы: многоэкранные кинотеатры, гипермаркеты, обширные ресторанные дворики (атриумы) и др. Региональные торговые центры охватывают более чем 150 тыс. человек, суперрегиональные — от 300 тыс. и более. Обе эти категории привлекают к себе покупателя за счет предоставления максимально полного спектра товаров, услуг и торговых марок.

Как справедливо заметил Ф. Котлер, «когда розничные продавцы были мелкими, производители обладали большой силой. Крупные производители могли диктовать место и сроки размещения своей продукции. Приход розничных продавцов, имеющих огромные размеры, — гипермаркетов, больших магазинов — навсегда изменил расстановку сил. Уже нет мелких розничных магазинов, куда компании сбывали все, что произвели; теперь розничная торговля предпочитает интересы потребителей». Однако это далеко не единственная новая функция розничной торговли.

Современные требования к розничной торговле и ее новые формы ведут к неоднозначным изменениям в характере и в самих перспективах посредничества:

  • в розничной торговле все большую популярность приобретают мощные сети магазинов, как одно-, так и разнопрофильных;
  • с расширением ассортимента и усложнением требований к поставкам все более востребованными становятся услуги профессиональных логистических фирм, принимающих на себя значительную часть функций традиционной торговли;
  • распространение прямого индивидуального маркетинга и маркетинга долгосрочных партнерских отношений, новые возможности информирования и торговли через интернет минимизируют необходимость посредничества в отношении значительного круга товаров и услуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 13 =