Продакт плейсмент

Продакт плейсмент (англ. product placement, PP) — разновидность скрытой рекламы, размещение определенной торговой марки, самого товара/услуги или упоминания о нем в кино-, телевизионном фильме, телевизионной программе, компьютерной игре, музыкальном клипе, книге, спектакле или другом представлении. Доходы от продакт плейсмента могут покрыть до 10% бюджета кинофильма и около 20% бюджета телесериала.

В процессе продакт плейсмента обычно демонстрируется сам рекламируемый продукт, либо его логотип, или упоминается о его хорошем качестве. В профессиональной литературе product placement принято обозначать аббревиатурой PP.

Основная идея product placement  – ненавязчивость, малозаметность, без прямых призывов к покупке или иному действию, смещение акцентов в пользу основного сценария, но все же привлечь некоторую долю внимания аудитории к продвигаемому продукту.

Считается, что эффективность продакт плейсмента выше, чем традиционных маркетинговых приемов. Причина – в окружающем пространстве наблюдается переизбыток рекламы всех форматов, потребители не просто не обращают на нее внимания, а даже делают преднамеренные попытки, чтобы отгородиться от ненужной информации. Чтобы минимизировать воздействие прямой рекламы, потребители предпочитают:

  • переключать каналы или отходить от телевизора во время очередного рекламного блока;
  • устанавливать специальное программное обеспечение на ПК, которое блокирует медийную рекламу;
  • подсознательно «отфильтровывать» поступающую информацию.

Понимая, что надо искать новые пути, чтобы обратить внимание потребителей к своему продукту, рекламодатели практикуют использование нестандартных методов рекламы – и продакт плейсмент один из них.

В product placement принято выделять несколько основных составляющих:

  1. источник (компания-заказчик);
  2. сообщение (подразумеваются типы и виды product placement);
  3. канал (любой телевизионный продукт);
  4. получатель (целевая аудитория выбранного канала).

Существует три основных вида размещения:

  1. визуальный продакт плейсмент (статическое размещение) — зрители только видят продукт, услугу или логотип;
  2. вербальный продакт плейсмент (комментарий персонажа) — упоминание актером или голосом за кадром продукта, услуги или фирмы;
  3. введение продукта в одну из сцен, когда его присутствие обыгрывается (динамическое размещение).

Размещение, которое подразумевает применение продакт плейсмент, обычно включает и визуальный, и вербальный элементы. В западной практике продакт плейсмент в крупных кино- и телевизионных проектах обычно сопровождается кампанией cross promotion (перекрестного продвижения), когда бренд и художественное произведение рекламируются совместно, и киномерчандайзингом, когда изображения героев или символика фильмов становятся торговой маркой для выпуска различных товаров.

Ряд специалистов характеризует продакт плейсмент как метод партизанского маркетинга или как низкобюджетный рекламный инструмент, который позволяет эффективно продвигать какой-либо продукт, вызывать интерес у потенциальных клиентов и повышать прибыль при крайне небольших инвестициях.

Продакт плейсмент не может полностью заменить прямую рекламу, но он может успешно дополнять прямую рекламу или быть, например, источником образов для нее.

Технология продакт плейсмента подразумевает выполнение творческих разработок в сочетании с обширной маркетинговой информацией, что позволяет продукту выйти за рамки рекламного блока и стать неотъемлемой частью фильма. В телесериалах продакт плейсмент способствует созданию тесной связи «продукт — герой — сериал — зритель», предоставляя уникальную возможность длительное время периодически проецировать имидж сериала и его героев на продукт. Эти преимущества отражены в цене на услуги продакт плейсмента.

Продакт плейсмент как феномен киноиндустрии возник в 1940-х гг. в США, когда в рамках государственной кампании по охране здоровья был создан персонаж Попайя, задачей которого было демонстрировать полезность консервированного шпината. Но только к 1980-м гг. продакт плейсмент развился в самостоятельную индустрию, и все крупнейшие киностудии организовали специальные отделы. Постепенно размещение продуктов в художественных фильмах стало получать повсеместное признание как жизнеспособное и крайне эффективное средство продвижения товаров.