Мерчандайзинг: инструментальные термины и обозначения

В мерчандайзинге наиболее часто используются следующие термины и обозначения.

«Тропа» — маршрут, по которому покупатель движется к месту, где можно купить товар. Построение «тропы» и проведение по ней покупателя — одна из главных задач мерчандайзинга. Здесь необходимо отметить следующие основополагающие закономерности:

  • 80-90% покупателей обходят все точки продаж, расположенные по периметру торгового зала, двигаясь против часовой стрелки, и только 40-50% посетителей обходят внутренние ряды;
  • покупатели не любят начинать маршрут со средних рядов, они не любят возвращаться обратно и любят «срезать углы»;
  • наиболее горячими областями при этом являются места начала потока покупателя и зоны касс.

«Сильные зоны» в торговом помещении — это зоны наибольшего привлечения внимания покупателей: правая сторона по маршруту движения покупателя, боковые полки стеллажей, перекрестки «троп покупателей», выступы в стеллажах, а также места, куда покупатель «упирается взглядом».

«Слабые зоны» в торговом помещении — это зоны наименьшего привлечения внимания покупателей: левая сторона по маршруту движения покупателя, средние ряды, тупики рядов, углы торгового зала, а также область, примыкающая к входу.

«Золотой треугольник» — торговая площадь, расположенная между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в магазине (обычно небольшом, компактном). Именно здесь должен находиться товар, которым магазин хочет заинтересовать покупателя.

В мерчандайзинге принято разделение товаров в торговом зале по товарным группам:

  • товары повседневного спроса. Покупка этих товаров является целью практически каждого визита покупателя в торговую точку. Их часто называют магазинообразующими товарными группами. Это молоко и молокопродукты, мясо и мясопродукты и т.п.;
  • товары периодического спроса. Покупка этих товаров планируется один раз в несколько визитов. Это предметы гигиены, шоколадные наборы, дорогой алкоголь, подарки;
  • товары импульсивного (импульсного) спроса. Покупка этих товаров обычно не планируется. К ним могут быть отнесены бритвенные лезвия, жевательная резинка и др.