Конкурентоспособность товара

Конкурентоспособность товара

На рынке потребительских товаров, где представлено большое число однородных товаров, свойства товара проявляются в форме конкурентоспособности, которая выражается возможностью товара быть проданным на рынке в соперничестве с конкурирующими товарами.

Конкуренция является фактором, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающим рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары, объем спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования и регулирует пропорции и объем производства товаров.

Что такое конкурентоспособность товара?

Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособность товара обеспечивается его конкурентными преимуществами: оптимальное соотношение «цена-качество», более современный дизайн, сервисное обслуживание, простота эксплуатации и т.д.

Конкурентоспособность товара можно оценивать только с теми товарами, которые удовлетворяют сходные потребности. У конкретного потребителя индивидуальный критерий оценки удовлетворенности потреблением по техническим, качественным, экономическим, эстетическим свойствам, по условиям реализации и т.д.

В экономической литературе наиболее наиболее популярны следующие определения конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность товара – это возможность сбыта его на данном рынке.

Конкурентоспособность продукции – способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период.

Конкурентоспособность товара – степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.

Конкурентоспособность товара – относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его отличия от товара-конкурента.

Конкурентоспособность товара – это уровень его экономических показателей и потребительских свойств, позволяющий выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке.

Конкурентоспособность товара – оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю.

Конкурентоспособность товара – рыночное свойство товара, означающее его востребованность на рынке, способность приносить прибыль производителям и торговым предприятиям.

Конкурентоспособность продукции – это свойство продукции, выражающее степень ее превосходства над аналогами по потребительским и (или) стоимостным характеристикам и удовлетворяющее реальные или потенциальные интересы всех субъектов определенного рынка в данный период времени.

Конкурентоспособность товара – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара и определяемая совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления.

Факторы конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность товара является сложным свойством, сформированным его качеством (потребительной ценностью), ценой потребления, эффективностью маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы-продавца и определяемым реакцией потребителя на эти внешние проявления товара и деятельность фирмы-продавца. Она зависит от большого числа факторов.

Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными показателями первого уровня:

  1. качеством товара;
  2. ценой товара;
  3. затратами на эксплуатацию товара в течение его жизненного цикла;
  4. качеством сервиса товара.

Значения перечисленных четырех интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.

Внешние факторы конкурентного преимущества товара включают:

  • уровень конкурентоспособности страны;
  • уровень конкурентоспособности отрасли;
  • уровень конкурентоспособности региона;
  • уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар;
  • силу конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов;
  • силу конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов и комплектующих компонентов;
  • силу конкуренции среди товаров-заменителей;
  • появление новых потребителей;
  • уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров;
  • активность контактных аудиторий.

Внутренние факторы конкурентоспособности товара:

  • патентоспособность (новизна) структуры или состава товара;
  • рациональность организационной и производственной структур системы;
  • конкурентоспособность персонала системы;
  • прогрессивность информационных технологий;
  • прогрессивность технологических процессов и оборудования;
  • научный уровень системы управления;
  • обоснованность миссии системы.

Конкурентоспособность продукции зависит также и от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами конкурентоспособности и разделить на три группы:

  1. технико-экономические факторы;
  2. коммерческие факторы;
  3. нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические факторы включают качество, продажную цену, затраты на эксплуатацию и зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке и включают конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию), предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьюторских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг), рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса), имидж фирмы (популярность торговой марки и репутация фирмы).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке, а также, патентно-правовые требования. В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Данные факторы выступают как ограничения, обязательные для выполнения.

Оценка конкурентоспособности товаров

Оценка конкурентоспособности товаров представляет собой совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров- конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых.

Оценку конкурентоспособности товаров торговые и производственные предприятия проводят при:

  • подготовке технических заданий по созданию новых моделей товара;
  • выявлении перспектив продажи конкретных товаров, формировании структуры и выборе методов продаж;
  • определении цены на товар;
  • разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности товара;
  • подготовке информации и рекламы о товаре;
  • решении вопроса о патентовании, сертификации и поддержании патента, сертификата в действии;
  • составлении торгового или производственного ассортимента товара;
  • покупке товара через торги.

В зависимости от целей оценки может быть определена прогнозируемая или реальная конкурентоспособность.

Прогнозируемая конкурентоспособность товара — это ожидаемая способность товаров удовлетворять потребности. Для определения прогнозируемой конкурентоспособности используются показатели, нормируемые стандартами, техническими условиями, предусмотренные при разработке и проектировании или свойственные товарам, занимающим доминирующее положение на рынке (например, цена лидера).

Реальная конкурентоспособность товара — это фактическая способность товаров удовлетворять потребности. Для оценки реальной конкурентоспособности должны определяться действительные значения показателей с помощью эмпирических методов, экспертных оценок, измерения и т.д.

Оценка конкурентоспособности товара включает в себя:

  1. изучение рынка (специализация рынка и его географическое положение, емкость рынка и возможная доля предприятия на нем, товарные и фирменные структуры на нем, острота конкуренции);
  2. изучение конкурентов (основные конкуренты, владеющие большей долей рынка, торговые марки товаров конкурентов, особенности товаров-конкурентов, вид и особенности упаковки товаров-конкурентов, формы и методы сбытовой деятельности, формирование спроса и стимулирование сбыта, рекламные материалы конкурентов);
  3. изучение потребностей покупателя (возможные покупатели с учетом сегментации рынка, типичные направления и способы использования товара покупателями, побудительные мотивы покупки данного товара, факторы формирования покупательских предпочтений, неудовлетворенные потребности товарами данного вида);
  4. изучение параметров оценки товара («жесткие» параметры имеют определенную величину, выраженную в тех или иных единицах – это технические, энергомические и параметры соответствия национальным и международным стандартам; «мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара – это дизайн и цвет самого товара и его упаковки).

Оценка конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Поэтому важно определить критерии, существенные с точки зрения потребителя, а потому и подлежащие анализу.

Основным критерием конкурентоспособности товаров является степень удовлетворения ими реальных потребностей. Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического восприятия потребителями отдельных товаров. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем нерекламируемые товары с одинаковыми и даже более высокими потребительскими свойствами. Поэтому для оценки конкурентоспособности используются косвенные критерии, которые можно классифицировать на две группы: потребительские и экономические.

По результатам оценки конкурентоспособности товаров могут быть приняты решения по изменению:

  • состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции товара;
  • технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
  • цены на товар, запасные части, услуги по обслуживанию и ремонту;
  • порядка реализации товара;
  • структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт товара;
  • структуры и объемов поставок при производстве товара, цен на комплектующие изделия, состава поставщиков;
  • структуры ассортимента товаров и др.

Параметры, определяющие конкурентоспособность товара

Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара.

Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспо­собность товара.

Технические параметры включают:

  • параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, швейное производство, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);
  • эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
  • конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т.п.);
  • эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида, внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).

Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.

Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.

Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. В настоящее время различают четыре уровня качества:

  1. соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям;
  2. соответствие использованию, когда товар должен отвечать не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям;
  3. соответствие фактическим требованиям рынка, выражающееся в высоком качестве и низкой цене товара;
  4. соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям, в результате удовлетворения которых товар будет пользоваться предпочтением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 9 =