Концепции маркетинга

Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) — это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения, комплекс взглядов чего-либо, связанных между собой и вытекающих один из другого.

Существует ряд определений термина «концепция маркетинга», основные из них приведены ниже.

Концепция маркетинга — это система представлений об управлении производственно-сбытовой деятельностью предприятия в условиях развитой рыночной экономики.

Концепция маркетинга

  1. философия организации предпринимательства, ведения дел фирмы, организации или человека, осуществляющих деятельность в условиях рыночных отношений, т.е. ориентированная на потребителя и прибыль;
  2. система основных идей, положений и инструментария маркетинговой деятельности, которые используются для достижения целей предприятия (получение прибыли и удовлетворение потребностей конечного потребителя).

Концепция маркетинга — утверждение, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Концепции маркетинга — это задачи, решение которых необходимо для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках, принципы и методы их решения.

Концепция маркетинга – система основных взглядов, положений и инструментария деятельности компании, которые позволяют лучше удовлетворять потребности конечного потребителя и, тем самым, оптимально и быстро достигать цели компании.

Маркетинговая концепция — это стратегия, которую фирмы реализуют для удовлетворения потребностей клиентов, увеличения продаж, максимизации прибыли и преодоления конкуренции.

По мере развития рыночных отношений маркетинг претерпевает качественные изменения, поскольку переосмысливаются сами рыночные отношения. Известно пять последовательных трансформаций концепции рыночной деятельности. Они возникают в различные периоды развития экономики и общества, в качестве ответа на новые экономические и социальные вызовы времени:

  1. концепция совершенствования производства (начало ХХ века) — производственная концепция;
  2. концепция совершенствования товара (20-е годы ХХ века) — товарная концепция;
  3. концепция интенсификации коммерческих усилий (30-50-е годы ХХ века) — сбытовая концепция;
  4. концепция рыночной деятельности (50-60-е годы ХХ века) — маркетинговая концепция;
  5. концепция социально-этичного маркетинга (с 60-х годов ХХ века).
Концепции маркетинга
Концепции маркетинга

В концепции маркетинга, в качестве тенденции произошедших изменений, прослеживается смещение акцента с производства товара на его сбыт. В последующем, со сбыта – на решения задач, которые стоят перед потребителями и обществом в целом.

Концепция совершенствования производства

Производственная концепция является самой старой из концепций в бизнесе. Она основана на том, что потребители предпочтут продукты, которые широко доступны и недороги. Менеджеры, сосредоточенные на этой концепции, концентрируются на достижении высокой эффективности производства, низких затрат и массовой дистрибуции. Они предполагают, что потребители в первую очередь заинтересованы в наличии товара и низких ценах.

Применение концепции совершенствования производства подходит в двух случаях:

  1. когда спрос на товар превышает предложение — менеджменту компании следует сосредоточиться на изыскании способов увеличения производства продукции;
  2. когда себестоимость товара слишком велика и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

На текущий момент производственная концепция широко применяется в развивающихся странах, где потребители больше заинтересованы в приобретении продукта, чем в его особенностях.

Концепция совершенствования товара

Концепция совершенствования товара основа на предположении, что потребитель отдаст предпочтение тому товару, качество, свойства и технические характеристики которого постоянно улучшаются. При прочих равных условиях потребитель отдаст предпочтение тому товару, который является более инновационным, экологичным, энергосберегающим, с более высокой производительностью и т.п. Следовательно, компания должна направить все свои усилия на непрерывное усовершенствование своей продукции.

В основе товарной концепции маркетинга лежит предположение о том, что потребитель всегда благожелательно отнесется к товару, если он имеет хорошее качество и продается по умеренной цене. Акцент делается на разработку новых моделей товаров, и модернизацию существующих, с целью улучшения качественных характеристик продукции. При этом предполагается, что потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии товаров-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других производителей.

На практике, применение товарной концепции не всегда является целесообразным. При некоторых обстоятельствах она может привести к так называемой «маркетинговой близорукости». Так, стремясь к повышению качества и совершенствованию своего продукта производители порой упускают из виду то, что потребители прежде всего стремятся удовлетворить собственные потребности. Если продукция будет технически совершенна, но не будет внешне привлекательной для потребителей или не будет полностью удовлетворять их потребности, то она не получит необходимой популярности.

Концепция интенсификации коммерческих усилий

Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция) исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Руководствуясь этой концепцией, разработаны различные приемы выявления потенциальных потребителей и так называемой «жесткой продажи» им товара, когда на покупателя активно воздействуют, фактически вынуждая его сделать покупку.

Фирмы, которые руководствуются сбытовой концепцией, обычно полагают, что потребители не имеют ярко выраженного намерения приобрести их товары, и поэтому необходимо проводить активный поиск потенциальных покупателей.

Продвижение сводится к использованию агрессивных методов сбыта, активной рекламной политики и к использованию комплекса методов по стимулированию сбыта (скидки, уценки, выставки, лотереи и т.п.). Большую роль играет упаковка, которая используется производителем для придания своей продукции отличительных признаков от продукции конкурентов.

Следует иметь в виду, что на практике реализация сбытовой концепции связана с навязыванием покупки, причем продавец стремится во чтобы то ни стало заключить сделку, а удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным моментом. Иногда подобная практика может привести к потере рынка для производителя.

Концепция рыночной деятельности

Концепция рыночной деятельности (концепция маркетинга) исходит из того, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности.

Таким образом, концепция маркетинга — это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. Концепция маркетинга является составной частью политики, известной как «суверенитет потребителя», когда решение о том, что следует производить, должно приниматься не фирмой, не правительством, а потребителями. Эту истину можно выразить в очередном определении маркетинга: «Маркетинг — это любовь к ближнему, за которую получаешь гонорар в виде прибыли». Следовательно, фирма производит то, что необходимо потребителю, и, максимизируя таким образом благополучие потребителя, обеспечивает себе получение необходимой прибыли.

Концепция социально-этичного маркетинга

Концепция социально-этичного маркетинга исходит из того, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Концепция социально-этичного маркетинга сформировалась сравнительно недавно, после того, как был сделан вывод о недостаточности концепции чистого маркетинга с позиции охраны окружающей среды, нехватки природных ресурсов и ряда других социально-этичных проблем. В конечном счете, концепция чистого маркетинга не рассматривает проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности трех факторов: прибылей фирмы, покупательных потребностей и интересов общества.

Концепция социально-этичного маркетинга
Концепция социально-этичного маркетинга

Прежде большинство компаний принимало решения ориентируясь в основном на сиюминутную прибыль компании, однако постепенно компании начали осознавать значение долговременного удовлетворения и перешли к концепции маркетинга. Сегодня же больше компаний при принятии решений задумываются об интересах общества и применяют концепцию социально-этичного маркетинга.

На протяжении многих лет в практике маркетинга доминировала концепция изучения конкретных потребностей потребителей. Например, два автомобиля можно было сравнивать по тому, как быстро они разгоняются. В настоящее время стало ясно, что оба автомобиля в долгосрочном плане несут угрозу общественному благосостоянию, так как загрязняют окружающую среду. Перевод обоих автомобилей на потребление бензина, не содержащего свинец, является примером того, как применяются на практике социально-этичные концепции маркетинга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 8 =