Investor Relations (IR)

Investor Relations, IR (англ. — связи с инвесторами) — технология коммуникационного менеджмента, направленная на установление и развитие двусторонних связей с инвесторами, акционерами, финансовыми аналитиками, инвестиционными банками, властными структурами, кредиторами компании. Эта технология реализуется через организацию взаимосвязанных информационных, аналитических и PR-мероприятий в сфере подготовки и распространения финансовой отчетности. IR — неотъемлемая часть стратегии организации.

Задачи Investor Relations:

  • Разработка плана взаимодействия компании с инвесторами и его воплощение.
  • Всесторонний анализ конкурентоспособности.
  • Определение оптимального состава акционеров и его формирование.
  • Подготовка информации для инвесторов об изменениях в компании.
  • Обучение лиц, представляющих компанию, доносить до общественности информацию в соответствии с установленными требованиями раскрытия информации.
  • Подготовка информационных материалов о компании и новостях отрасли для аналитиков, брокеров и инвесторов.
  • Следить за разделом корпоративного сайта, посвященного связям с общественностью.
  • Мониторинг отчетов аналитиков и составление справок для руководства.
  • Поддержание отношений с представителями фондовой биржи.
  • Организация мероприятий с отчетами по прибылям и собраний инвесторов.
  • Информирование руководства компании о настроениях инвестиционного сообщества.

Успех Investor Relations во многом зависит от отношения к нему руководства. К инструментам коммуникационного менеджмента, через которые осуществляется связь с инвестиционным сообществом, относятся:

  • годовой отчет компании;
  • годовое собрание акционеров;
  • квартальные отчеты компании перед акционерами и финансовым сообществом;
  • база данных контактов с инвесторами;
  • пресс-релизы, брифинги для целевой аудитории;
  • реклама в СМИ (как финансовых, так и общего содержания);
  • корпоративные тематические объявления, представляющие особый интерес для акционеров и потенциальных инвесторов (о новых продуктах и услугах, переменах в менеджменте, приобретениях и инвестициях, реорганизации);
  • корпоративный интернет-сайт (использование баз данных, услуги в режиме он-лайн, в том числе презентации финансовых результатов, электронная почта);
  • конференции и семинары, презентации идей и стратегий;
  • видеоматериалы, посвященные финансовой проблематике;
  • бесплатные телефонные номера для связи с компанией;
  • индивидуальные встречи менеджеров компании с представителями правительства и бирж, посвященные финансовым вопросам (в том числе roadshow для продажи ADR или корпоративных облигаций), а также серьезным изменениям в корпоративной структуре или стратегии управления бизнесом;
  • постоянные контакты со СМИ, в первую очередь финансовыми.

Расходы на IR очень дифференцированы. У западных финансовых компаний и банков они составляют почти 80% коммуникационного бюджета. Учет финансовых рисков, рыночные лимиты на разные виды деятельности, коррективы, вносимые в оперативную деятельность, требуют дополнительных пояснений для акционеров компании, партнеров: адресатам необходимо заранее знать о существующих рисках и намерениях компании, ее стратегии поведения на рынке, чтобы адекватно реагировать на события.

В компаниях, специализирующихся на производстве товаров народного потребления, доля расходов на IR не превышает 10-18% (понятно, что у этих компаний меньше стратегических инвесторов, да и для партнеров, дистрибуторов, участников производственной цепочки в данном случае более важна маркетинговая стратегия, на основании которой строится сотрудничество).

Доля расходов на Investor Relations промышленных предприятий находится в диапазоне от 12 до 30%. Термин «Связи с инвесторами» появился в 1953 г. благодаря Ральфу Кординеру, в то время президенту General Electric, который так обозначил систематическое общение с существующими и потенциальными инвесторами.

Спустя сорок лет об Investor Relations заговорили и в отечественной практике. Но несмотря на важность задач признанной корпоративной функцией IR еще не стали. На многих отечественных предприятиях не сформулирована стратегия их деятельности, а если сформулирована, то не доведена до инвесторов и акционеров, не опубликована. Большинство компаний работают в авральном стиле, т.е. IR применяются тогда, когда событие уже произошло и на него необходимо реагировать. В абсолютном выражении такие авралы стоят дешевле ведения стабильной политики в сфере Investor Relations, но в относительном выражении (по стоимости и эффективности в пересчете на месяц) — намного дороже.

Применительно к постсоветским странам некоторые эксперты в области IR называют эту технологию «черной» (по аналогии с «черным» пиаром). Речь идет о том, что, поскольку большинство отечественных компаний хотя бы частично живут в условиях теневой экономики, практически ни один инвестор не в состоянии определить границы эффективной и неэффективной работы предприятия. У отечественных компаний прибыль может быть небольшой, а компании будут расти, развиваться и открывать свои филиалы. Отечественный предприниматель понимает, что это единственный способ выжить, для менталитета же западного инвестора это непонятно и недопустимо, ведь если западный инвестор идет на сговор с управляющими отечественными предприятиями, налоговые и административные риски для него повышаются.

Национальная специфика (высокие налоги, неплатежи, отсутствие четкого регулирования и защиты прав собственности) ведет к изобретению сложных и непрозрачных инвестиционных схем, комбинирующих всевозможные формы финансирования, что противоречит стремлению инвесторов к открытости ведения бизнеса. Далеко не все отечественные компании понимают, что эффективность Investor Relations базируется на информационной открытости организации. Это условие является таким же важным конкурентным преимуществом отечественных корпораций в борьбе за средства инвесторов, как и перевод финансовой отчетности на западные стандарты, финансовая прозрачность, оптимальное налоговое планирование.

Предоставление недостоверной, неполной или несвоевременной информации может отрицательно сказаться на репутации компании и стоимости ее акций. Связи с инвесторами в силу своей коммуникативно-информационной природы позволяет решать задачу эффективного общения с акционерами и инвесторами; в противном случае компания обречена на громкие скандалы, наносящие ущерб деловой репутации. Основные принципы взаимоотношений топ-менеджеров организации с акционерами и инвесторами регулируются Кодексом корпоративного поведения, осуществление и даже внедрение которого невозможны без раскрытия компаниями информации о своей практике корпоративного управления и о том, насколько эта практика соответствует рекомендациям этого Кодекса.

IR-специалисты — это новая профессия на отечественном рынке труда. Главная ценность IR-менеджера заключается в умении создавать новую стоимость. Основной задачей профессионалов является четкое понимание того, какие группы акционеров и инвесторов, а также других заинтересованных лиц (стейкхолдеров) важны для компании. Так, для одной компании в зависимости от ее стратегии более важна группа стратегических, а не миноритарных акционеров. Для другой компании в качестве инвесторов предпочтительнее банки, а не покупатели облигаций. Менеджеры, специализирующиеся в области отношений с инвесторами, формируют приверженность акционеров к компании и обеспечивают их информированность, чтобы поддержать контрольную стоимость ценных бумаг компании.

Для IR-специалиста чрезвычайно важна возможность постоянного контакта с высшим руководством компании, что уже поднимает его статус в глазах инвесторов. Хотя такой специалист и не принимает стратегических решений, он должен знать о компании все, иначе невозможно увеличивать ее капитал. Несмотря на имеющиеся проблемы, темпы, которыми развивается в последние годы спрос на IR-услуги в отечественной практике, позволяют считать, что эта технология коммуникационного менеджмента получила в нашей стране статус стратегически важной, а возможно, и наиболее перспективной для профессионалов-управленцев.

Учитывая необходимость выхода на международные рынки капитала, другие задачи, в крупных публичных компаниях создаются IR-подразделения. Точно так же, как подразделение компании, отвечающее за сбыт, борется за своих клиентов, отделы по связям с инвесторами борются за внимание мирового инвестиционного сообщества. Руководители компании начинают понимать, что грамотно спланированная подача инвесторам даже самой рядовой новости может значительно увеличить капитализацию компании, а бездействие в общении — нанести урон как финансам, так и репутации. Наградой за корпоративные усилия в области IR становится цена акции, справедливо отражающая стоимость бизнеса, более легкий доступ к пулу институциональных инвесторов и позволяющая меньше платить за привлеченный капитал — все в соответствии с международными стандартами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + 18 =