Экспертное интервью

Экспертное интервью — вид индивидуального интервью, в котором респондент является специалистом в исследуемой области, обладает глубокими знаниями о предмете или объекте исследования. Экспертное интервью отличается от групповых методов экспертного опроса (метод Дельфи, методы номинальных групп, мозгового штурма, деловой игры и т.п.) индивидуальной работой интервьюера с каждым из приглашенных респондентов-экспертов.

Целью экспертного интервью является получение данных о событиях и явлениях, имеющих непосредственное влияние на объект исследования, через отражение в знаниях, оценках и мнениях компетентных лиц. Эта цель определяет методологию проведения экспертного интервью. Данный вид исследования не бывает формализованным, поскольку нацелен на получение дополнительных неизвестных, неструктурированных данных в рамках очерченной задачи.

Программа опроса эксперта обычно предполагает получение прогноза по заданной тематике, формирование гипотез по рассматриваемому явлению, что определяет открытый характер вопросов при проведении экспертного интервью и пониженный уровень их формализации. Закрытые вопросы, структурирующие данный вид исследования, возможны лишь в случае полной уверенности исследователя в сформулированных им прогнозах, гипотезах.

Благодаря высокой квалификации опрашиваемых респондентов исключается необходимость применения специфических дополнительных проверочных технологий опроса (контрольные, повторные вопросы, тесты искренности и иные тесты, направленные на выявление скрытых позиций респондента), поскольку качество получаемых от эксперта ответов напрямую зависит от его осведомленности о целях исследования. Напротив, неосведомленность эксперта снижает адекватность ответов и превращает опрос в обычное интервью.

Экспертное интервью в отличие от обычного или глубинного интервью либо массового опроса однозначно ориентировано на достоверность и надежность получаемой информации, поскольку компетентность опрашиваемых близка к идеальной, тогда как истинность сведений, сообщаемых обычным респондентом, требует проверки.

В маркетинге основной функцией экспертного интервью становится формирование прогнозов и гипотез по вопросам развития рынка, специфики целевых аудиторий, выработки маркетинговых стратегий и тактик, а также получение вторичной информации при невозможности применения иных методов ее получения из-за специфичности обсуждаемых маркетинговых явлений и дороговизны адекватного комплексного исследования.

Процесс проведения экспертного интервью близок по формату к обычному неформализованному интервью. Выборка респондентов необходимой квалификации осуществляется по критериям отбора, основанным на оценке компетентности специалиста. Такими критериями являются:

  • образовательный уровень;
  • профиль занятости в исследуемой сфере;
  • опыт работы и уровень сложности решаемых задач в исследуемой сфере;
  • уровень качества и верификации ранее сделанных экспертных оценок (прогнозов, гипотез);
  • уровень общественного признания (например, цитируемость);
  • степень объективности эксперта.

Оценка экспертов по данным критериям помимо возможной сторонней независимой оценки в ряде случаев требует самооценки экспертов либо применения метода «снежного кома», когда поиск респондентов возможен через взаимные рекомендации.

Низкий уровень формализации экспертного интервью предъявляет повышенные требования к квалификации интервьюера, обязанного в таком случае обладать пониманием массива предварительных данных в рассматриваемой маркетинговой сфере. Напротив, повышение уровня структуризации интервью вплоть до полной формализации требует высокой квалификации исследователя-руководителя при планировании и постановке задачи.

Информация, полученная в ходе экспертного интервью, должна быть подвергнута обработке: проверке качества, анализу, систематизации и интерпретации в свете поставленной проблемы. Возможная полярность экспертных мнений требует нивелировки через количество высказываний, качество, логичность и авторитет отобранных экспертов. Количественные данные, полученные от экспертов, обрабатываются путем взвешенного усреднения с отбрасыванием крайних значений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 16 =