Стратегия предприятия

Стратегия предприятия

Многие предприятия функционируют без официально принятых стратегий. Во вновь сформировавшихся предприятиях, фирмах, организациях управляющие настолько заняты оперативными вопросами, что у них не хватает времени заниматься выработкой стратегий деятельности.

Зачастую и опытные менеджеры считают, что могут обходиться без стратегических планов, что эти планы и типы стратегий не имеют существенного значения, что нет смысла тратить время на выработку и описание стратегий предприятия.

Однако мировой опыт свидетельствует, что выработка и реализация стратегии деятельности предприятия обеспечивают значительные преимущества. К числу таких преимуществ можно отнести следующее:

  1. Разработка и выбор типа стратегии поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно.
  2. Выбор стратегии способствует четкой координации предпринимаемых фирмой усилий.
  3. Стратегия позволяет установить показатели деятельности и в дальнейшем их контролировать.
  4. Выбранная стратегия заставляет предприятие четко определять свои задачи.
  5. Стратегическое управление позволяет предприятию быть готовым к внезапным переменам и кризисам.
  6. Стратегия предприятия наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

Рассмотрим наиболее распространенные стратегии деятельности предприятий в развитых странах, которые могут использовать и отечественные менеджеры.

Содержание:

Основные типы стратегий фирм

Стратегия — это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения выполнения миссии и других общих целей организации. Цели — это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

Стратегия предприятия формируется и разрабатывается высшим руководством при участии всех уровней управления.

Стратегия предприятия
Типы стратегий предприятия

Стратегии возможностей по товарам/рынкам

Стратегии возможностей по товарам/рынкам
Стратегии возможностей по товарам/рынкам

Стратегия глубокого проникновения на рынок эффективна, если фирма работает с уже известными товарами (услугами) на старом, знакомом рынке, который развивается или еще не насыщен. Самое главное при этом для руководства — снизить издержки производства и на этой основе:

  • продавать товары по ценам ниже, чем у конкурентов;
  • широко использовать скидки, кредит, льготы;
  • применять интенсивную рекламу;
  • искать новые сегменты рынка, где спрос еще не насыщен;
  • пытаться установить контроль над конкурентами.

Стратегия развития рынка эффективна, если рынок расширяется; в результате изменения стиля жизни или демографических факторов возникают новые сегменты рынка; для хорошо известной продукции открываются новые области применения.
Используя такую стратегию, фирма:

  • стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынках или побудить потребителей по-новому использовать имеющуюся продукцию;
  • проникает на новые географические рынки;
  • выходит на сегменты рынка, на которых еще не удовлетворен спрос на ее продукцию;
  • по-новому предлагает существующие товары;
  • использует новые методы распределения и сбыта;
  • еще больше прилагает усилий в продвижении товаров.

Стратегия разработки товара эффективна, если фирма пользуется доверием, авторитетом у потребителей и работает с популярными товарами (услугами).
Используя эту стратегию, фирма:

  • постоянно разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков;
  • делает упор на новые модели, улучшение качества и другие мелкие изменения, тесно связанные с уже внедренными товарами, и реализует их потребителям, лояльно настроенным к фирме и ее товарам;
  • использует традиционные методы сбыта;
  • в рекламе делает упор на то, что новые товары выпускает хорошо известная фирма.

Стратегии диверсификации

Стратегии диверсификации
Стратегии диверсификации

Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирма уже не может развиваться на одном рынке с тем или иным продуктом в рамках той или иной отрасли.

Диверсификация — приложение усилий фирмы в разные товарные группы (рынки, группы покупателей) для снижения финансового риска. Используется для того, чтобы фирма не стала слишком зависимой от одного рынка или товарной группы.

Стратегия концентрической диверсификации основана на поиске и использовании дополнительных возможностей для производства новых продуктов, которые с технической и маркетинговой точки зрения похожи на товары фирмы. Как правило, эти товары должны привлекать внимание новых классов клиентов.

Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, отличной от используемой. При этом новый продукт должен быть ориентирован на прежних клиентов фирмы. Важное условие реализации этой стратегии — предварительная оценка фирмой собственных возможностей в производстве нового продукта.

Стратегия конгломератной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства новых продуктов, которые реализуются на новых рынках и технологически не связаны с выпуском прежних. Это одна из наиболее сложных стратегий развития, поскольку ее осуществление зависит от многих факторов: компетентности персонала, сезонности в деятельности рынка, наличия необходимых денежных средств и т.д.

Стратегии интеграционного роста

Стратегии интеграционного роста
Стратегии интеграционного роста

Стратегии интеграционного роста предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Обычно эти стратегии используют фирмы, находящиеся на высоком уровне развития бизнеса и не имеющие возможности осуществлять стратегии концентрированного роста.

Стратегия регрессивной интеграции направлена на развитие фирмы за счет приобретения поставщиков или усиления контроля над ними, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализовав эту стратегию, фирма может уменьшить зависимость от поставщиков и колебания цен.

Стратегия прогрессивной интеграции выражается в развитии фирмы за счет приобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечными потребителями, т.е. над системами распределения и продажи (склады, транспортировка, розничная сеть). Стратегия выгодна тогда, когда посреднические услуги слишком расширены или фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

Стратегия горизонтальной интеграции основана на действиях фирмы по поглощению или постановке под более жесткий контроль предприятий — конкурентов на рынке фирмы.

Стратегии относительно продукта

Стратегии относительно продукта
Стратегии относительно продукта

Стратегия дифференциации заключается в том, что фирма выпускает привлекательный для многих потребителей и уникальный в силу своих характеристик, надежности, дизайна товар и при этом разрабатывает множество видов (модификаций) этого популярного товара, которые отличаются потребительскими свойствами, качеством, оформлением, упаковкой и т.д.

Стратегия дифференциации применяется в таких случаях:

  • товар фирмы выше по качеству и лучше по потребительским свойствам, чем товары конкурентов;
  • у фирмы имидж производителя надежной продукции и она является лидером на рынке в техническом отношении;
  • сбыт продукции осуществляется в комплексе с сопутствующими услугами.

Стратегия низких издержек ориентирует руководство фирмы на широкий рынок и производство товаров в большом количестве. С помощью массового производства фирма может минимизировать издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь большую долю прибыли по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на повышение себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на низкие цены.

Низкие издержки обеспечиваются за счет:

  • больших объемов производства и продаж;
  • отказа от дорогостоящих сопутствующих услуг;
  • создания более дешевых в производстве моделей продукции;
  • монополии на дешевое сырье;
  • усовершенствования технологии и производственного процесса.

Стратегия концентрации (узкой специализации) ориентирует руководство фирмы на работу с узкоспециализированными или уникальными товарами и услугами. Руководство фирмы может контролировать издержки путем концентрации усилий на нескольких ключевых товарах (услугах), предназначенных для специфических потребителей; создания особой репутации при обслуживании рынка, потребности которого не удовлетворяются конкурентами.

Стратегии небольших фирм

Стратегии небольших фирм
Стратегии небольших фирм

Направленность стратегий роста небольших фирм заключается в сведении до минимума остроты конкуренции с крупными фирмами и использовании наилучшим образом собственной гибкости.

Стратегия копирования состоит в том, что небольшие фирмы могут выпускать недорогие, уступающие в качестве копии новых, дорогих и высококачественных изделий крупных фирм. При этом небольшой фирме важно не стать объектом судебного преследования в связи с пиратским использованием чужой товарной марки.

Стратегия оптимального размера применяется в сферах бизнеса, неэффективных и малоприбыльных для крупных фирм: услуги, розничная торговля, узкоспециализированные рынки. При этом небольшие фирмы в полной мере могут использовать свои преимущества — гибкость, способность быстро реагировать на изменения вкусов клиентов.

Стратегия участия в продукте крупной фирмы. Многие крупные фирмы производят сложные изделия от начала и до конца самостоятельно. При этом они вынуждены вместе с крупным производством заниматься и мелким, что бывает неэффективно и приводит к увеличению себестоимости продукции. Поэтому крупной фирме выгоднее отказаться от собственного мелкого неэффективного производства и закупить аналогичную продукцию у небольшой фирмы.

Стратегия использования преимуществ крупной фирмы. Пример такой стратегии — франчайзинг — система договорных отношений между крупной и небольшой фирмой, при которой крупная фирма предоставляет небольшой право вести дела в течение определенного времени в оговоренном месте, пользуясь товарной маркой, технологиями и оборудованием крупной фирмы.

Стратегии сокращения

Стратегии сокращения
Стратегии сокращения

Стратегии сокращения реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода развития или в условиях спада на рынке (в отрасли). Реализация стратегии сокращения зачастую болезненна для фирмы, однако помогает ей.

Стратегия ликвидации представляет собой радикальный случай стратегии сокращения и используется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес.

Стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного планирования доходов в пользу максимального их получения в краткосрочной перспективе. Применяется к бесперспективному бизнесу, который невозможно прибыльно продать; предполагает сокращение затрат на закупки, рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта.

Стратегия сокращения неприбыльных подразделений заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из неперспективных, неприбыльных подразделений. Реализуется в целях получения средств для начала и развития более перспективных направлений бизнеса.

Стратегия сокращения расходов основана на временных краткосрочных мероприятиях, связанных со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и увольнением персонала, сокращением производства товаров и закрытием производственных мощностей.

На практике фирма может реализовывать несколько стратегий.