Принципы менеджмента

Принципы менеджмента

Что такое принципы менеджмента?

Принципы менеджмента — это правила, основные руководящие идеи, нормы поведения и ориентиры деятельности управленческого персонала, которыми они руководствуются и в рамках которых реализуются цели организации.

Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций. Принципы менеджмента делятся по субъектам и объектам применения. Согласно этому критерию возможно классифицировать принципы управления обществом в целом, экономикой, социальной и политической сферами. Принципы менеджмента разделяют на общие и конкретные: общие — это принципы управления обществом в целом (объединение интересов личности, коллектива и общества, преимущественное значение экономического управления и т.п.); конкретные — это принципы экономического, социального и политического видов управления.

Принципы должны не только соответствовать целям менеджмента, но и учитывать современные требования к предпринимательской деятельности и прогрессивные тенденции возможных изменений, иметь достаточную законность. Принципы менеджмента впервые были определены Г.Эмерсоном в 1912 году в книге «Двенадцать принципов производительности».

В ходе исторического развития принципы менеджмента обобщались и конкретизировались и наука определила современные принципы менеджмента.

Современные принципы менеджмента

1. Принцип сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма

Сущность принципа сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма заключается в том, что работники, занятые в предпринимательстве, свободно выбирают форму собственности и форму хозяйствования. Все вопросы хозяйственной деятельности решаются их трудовыми коллективами с учетом экономической политики государства, запросов рынка и возможностей максимального удовлетворения потребностей работников. Управленческий персонал осуществляет исключительно функции координации, регулирования, трудовой деятельности коллективов, использование производственного потенциала, создания экономических фондов.

Демократизация управления и ее формы должны постоянно совершенствоваться, что обусловлено изменением форм собственности, усовершенствованием технологической оснащенности отраслей, необходимостью внедрения инновационно-интенсивных технологий.

2. Принцип достижения высокой экономической эффективности

Принцип достижения высокой экономической эффективности предполагает результативность, успех в достижении цели, а также экономичность, или минимальные затраты для получения соответствующего результата, что обусловлено в рыночных условиях высокой степенью конкуренции.

Основу эффективности производства составляют: внедрение инновационных технологий, интенсификация производства, внедрение эффективных форм хозяйствования и управления, ускорение структурных изменений, наиболее прогрессивных форм организации труда и производства. Повышение эффективности требует широкого внедрения в управленческом процессе экономико-математических методов и современной вычислительной техники для принятия оптимальных решений.

3. Принцип материального и морального стимулирования

Принцип материального и морального стимулирования предполагает учет потребностей и интересов работников, без которых никак не возможно решать сложные задачи и правильно управлять в организации.

Материальная заинтересованность работников повышается при внедрении гибкой системы оплаты труда, расширении системы премиальных выплат в зависимости от результатов работы конкретного подразделения, введении компенсационных выплат при выходе в отставку, продажи работникам акций предприятия. В американских фирмах существуют надбавки к заработной плате в связи с ростом стоимости жизни, для компенсации влияния временной инфляции, а также помощь при болезни.

Важным в коллективе является и моральное стимулирование, как средство обозначения заслуг отдельных работников. Целесообразно применять различные его формы, обеспечивая социальное равенство и диверсификацию в оплате труда, правильное сочетание общественных, групповых и личных интересов.

4. Принцип единоначалия и коллегиальности

Принцип единоначалия и коллегиальности предполагает умелое использование в управленческом процессе единоначалия и коллегиальности.

Единоначалие предоставляет высшему руководству определенную полноту власти и соответственно персональную ответственность за порученное дело. Необходимость единоначалия обусловлена ​​потребностями самого производства, которое предполагает единство всех работающих. Она означает подчиненность в трудовом процессе одному лицу, имеющему на это необходимые права. Единоначалие позволяет устранять безответственность.

Управление предприятиями имеет коллективный характер, поэтому единоначалие должно умело сочетаться с коллегиальностью. Коллегиальность предусматривает отработку коллективных решений на основе мнений руководителей разного уровня управления. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации, но снижает оперативность управления.

5. Принцип научности

Принцип научности предполагает полное использование во всей системе управления новых концепций науки, прогрессивного опыта лучших организаций и предприятий. Научное управление несовместимо с субъективизмом.

Соблюдение этого принципа позволяет избегать проявлений волюнтаризма и субъективизма при принятии управленческих решений. Менеджмент должен основываться на глубоком познании объективных экономических законов, закономерностей и принципов управления. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принятых решений, а также внедрение современных средств оргтехники и связи.

При внедрении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управления.

6. Принцип подготовки и расстановки кадров

Принцип подготовки и расстановки кадров предусматривает обеспечение стабильности кадров и профессионализации управления.

Подготовка, подбор и расстановка кадров должна осуществляться так, чтобы каждый специалист или руководитель на занимаемой должности мог наиболее эффективно выполнять порученную работу. Это требует целенаправленной деятельности в данном направлении и правильном использовании кадров.

7. Принцип ответственности

Принцип ответственности означает создание четкой организационной структуры; разработку положений о подразделениях организации, права и обязанности руководителей, должностные инструкции исполнителей; установление материальной ответственности хозрасчетных подразделений за упущения в работе; разработку положений о премировании работников; четкое принятие приказов и распоряжений; проведение других организационных мероприятий.

В развитых странах большое признание получила социальная ответственность предпринимательства, производство качественной и безопасной для здоровья потребителей продукции, соблюдение моральных принципов.

8. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления

Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления предполагает наиболее рациональное размещение и развитие производительных сил, требует учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия производства этническим особенностям региона, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.

Отраслевое управление характеризует необходимость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. Территориальное управление выходит из других целевых установок.

9. Принцип преемственности хозяйственных решений

В основе принципа преемственности хозяйственных решений лежит единство экономических явлений и процессов, как последовательности количественных и качественных изменений, которые осуществляют во времени и пространстве. Этот принцип имеет различные формы проявления.

Наследственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации планов, для того чтобы информация сохраняла сравнительность. Наследственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она необходима и в кадровой политике, которая должна предусматривать сочетание опытных работников и молодых инициативных специалистов, обладающих скоростью реакции и консервным мышлением.

10. Принцип подчинения личных интересов общим

Принцип подчинения личных интересов общим предполагает приоритет общеколлективных интересов перед индивидуальными, которые в менеджменте очень трудно осуществлять. Дело в том, что с точки зрения управления достичь общих целей в организации возможно только при удовлетворении личных интересов работников. При достижении работниками своих потребностей проблема соотношения между общими и личными интересами не упрощается, а напротив, имеет выраженную тенденцию к усложнению. Чем более разнообразны личные интересы работников, тем труднее становится поиск мотивации с целью повышения эффективности их труда.

11. Принцип экономичности и эффективности

В производстве необходимо достигать не только эффективного сочетания человеческих и материальных ресурсов, но и значительной экономии сил, наиболее продуктивного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении затрат общественного производства с целью увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накоплений.

12. Принцип доминанты развития (принцип основного звена)

Принцип доминанты развития (принцип основного звена) заключается в том, что до принятия управленческого решения должны быть определены: основные перспективы, а также главный фактор, от которого зависит достижение поставленных целей.

Этот принцип позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на исследования различных направлений развития организации. Выделение главного фактора позволяет сосредоточить все виды ресурсов (в основном ограниченных) на разработку основной задачи.

В целом, приведенные выше принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организации должна формироваться на основе еще и специфических принципов, к которым можно отнести:

  • приоритет интересов собственников;
  • направленность на демократизацию управленческих структур и управление собственностью;
  • равенство прав организаций в экономической сфере рыночных и партнерских взаимоотношений;
  • оптимальность организационных структур управления;
  • эффективное материальное стимулирование управленческого труда;
  • современное информационное обеспечение аппарата управления;
  • наличие квалифицированных кадров управления и тому подобное.

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательствах. Соблюдение требований этих принципов является основой для эффективного функционирования аппарата управления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + пять =