Организация в системе менеджмента

Организация в системе менеджмента

В теории управления термин «организация» рассматривается в нескольких аспектах. Первый аспект сущности организации — совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями системы, создание и совершенствование структуры и правил функционирования элементов целого. Другими словами, — это процесс хорошо организованной работы. Второй аспект — объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. В данной статье мы рассмотрим, что такое «организация», а также в какой среде она функционирует. Данная статья доступна на украинском языке — Організація в системі менеджменту.

Содержание:

Понятие организации

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.

Любая группа должна соответствовать следующим обязательным требованиям, чтобы считаться организацией:

  1. наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы;
  2. наличие по крайней мере одной общей цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
  3. наличие членов группы, которые работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Эти существенные характеристики обусловливают определение:

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Это определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Они существуют во всех формальных организациях.

Организация близка по смыслу понятию «система». Таким образом, организация рассматривается как сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих переменных, а член организации — как одна из переменных величин в системе.

Целью организации является создание эффективной связи между отдельными компонентами системы, чтобы они составляли одно целое и различные усилия работников были направлены в одном направлении, что давало бы возможность достичь поставленных целей.

Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации — это совокупность факторов, которые формируют долгосрочную её доходность и находятся под непосредственным контролем руководителей и персонала организации.

Любая организация состоит из элементов (отделов, служб, групп, отдельных исполнителей), их ролей и отношений, определённых иерархией, полиархией (разновидность горизонтальной координации, при которой взаимодействуют работники, которые не подчиняются друг другу и стоят на одном иерархическом уровне или занимают одинаковые должности). Эти роли, отношения и кодексы могут иметь официальные и неофициальные аспекты деятельности.

Внутренняя среда предприятия объединяет все функциональные зоны внутри производственной системы. Она состоит из множества компонентов (ресурсов), которые различаются в зависимости от функциональных областей деятельности фирмы, связанных с принятием управленческих решений. Микросреда вырабатывает решения по деятельности предприятия в условиях воздействия на неё со стороны основных сил, внешних по отношению к фирме (основными генераторами этих сил являются поставщики, конкуренты и потребители — представители макросреды).

Так, в состав внутренней среды организации традиционно включают следующие ресурсы:

  1. технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов);
  2. технологические ресурсы (динамичность средств технологии, наличие конкурентоспособных идей, научные разработки и т.п.);
  3. кадровые ресурсы (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменению цели подразделения);
  4. пространственные ресурсы (характер производственных помещений, территории, коммуникации, возможность расширения);
  5. ресурсы организационной структуры системы управления (характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющего воздействия);
  6. информационные ресурсы (характер информации, распространяемой о самой производственной системе во внешней среде, возможность повышения ее достоверности и т.п.);
  7. финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий).

Внутри предприятие разделено на несколько функциональных областей, общих для всех типов фирм и систем. Рассмотрим кратко их назначение:

  1. кадровая функция — обеспечивает производственной рабочей силой и другими человеческими ресурсами. Все управленческие действия, связанные с оплатой наёмной рабочей силы, благосостоянием и условиями найма сгруппированы в этой функции;
  2. финансы и бухгалтерский учёт — эта функция имеет дело с денежными аспектами бизнеса. Бухгалтерский учёт включает сбор, обработку и анализ финансовых данных, а финансы — управление средствами в плане их роста и расходов;
  3. обеспечение поставкой — предполагает организацию процесса обслуживания производственной системы материально-техническими ресурсами;
  4. научно-исследовательская функция — развитие и совершенствование продукта и процесса производства;
  5. распространение продукции — поставка товаров и предоставление услуг потребителям;
  6. производственная функция — обеспечение процесса изготовления товара (оказания услуги), принятие решений в сфере технологий, календарного планирования производства и запасов, контроля качества;
  7. маркетинг — выявление и удовлетворение потребностей потребителя. Маркетинг обеспечивает интеграцию всех внутренних функциональных структур для принятия рыночно-ориентированных решений.

Внешняя среда организации

Внешняя среда организации — это совокупность факторов, которые формируют долгосрочную прибыльность организации и на которые организация не может влиять вообще или способна оказывать незначительное влияние.

Характеристики внешней среды:

  1. Сложность внешней среды — это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
  2. Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других.
  3. Неопределенность внешней среды — это количество информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также степень уверенности в этой информации.

Факторы внешней среды делятся на:

  • факторы прямого воздействия: потребители услуг, поставщики необходимых ресурсов, профсоюзы, конкуренты, законодательство;
  • побочного воздействия: научно-технический прогресс, экономика, политика, международные отношения, демография, природные условия, социальная сфера.
внешняя среда организации
Внешняя среда организации

Поставщики — это целая группа различных по своей природе организаций и отдельных лиц, принимающих участие в процессе материально-технического обеспечения производственной и научно-технической деятельности производственной системы.

Конкуренты — это группа предприятий и частных лиц, независимо действующих на рынке и производящих или оказывающие аналогичные данному предприятию продукцию или услуги.

Потребители — это силы, которые находятся в цепочке продвижения товара к конечному потребителю, включая его самого. В первую очередь — это отдельные лица и предприятия, потребители данной продукции.

Кроме того, к силам макросреды относятся также разнообразные «контактные аудитории». В эту группу сил входят: финансовые организации, обеспечивающие предприятие капиталом (банки, инвестиционные компании и др.), средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, радио и телестанции), государственные учреждения, занимающиеся регулированием производственной деятельности.

Экономические факторы: исследуется инфляция, налоговая ставка, уровень занятости населения, платежеспособность предприятий.

Политические факторы: соглашение по тарифам и торговле между странами, нормативные акты правительства, уровень развития правового регулирования экономики, кредитная политика и др.

Рыночные факторы: исследуются изменения демографических условий, уровень доходов населения и их распределение, уровень конкуренции, доля рынка, ёмкость рынка.

Технологические факторы: изменения во внешней технологической среде — создание принципиально новых технологий производства, обработки и передачи информации и т.п.

Социальные факторы включают общественные ценности, установки. Именно в социальной среде при экономической нестабильности возникает много проблем, угрожающих положению организации.

Международные факторы — анализ других стран. Стратегия организации может быть направлена ​​на поиск защиты у правительства от иностранных конкурентов, в укреплении внутреннего рынка или на распространение международной активности.

Правовая среда — все промышленные предприятия работают в юридических рамках. Контакты предприятия с потребителями, поставщиками и наёмной рабочей силой являются объектами специальных законов, которыми защищаются их права и определяются их обязанности.