Важным результатом теоретических разработок в сфере менеджмента является формулирование принципов управления, то есть общих правил, отражающих требования к управлению в определенных условиях общественного развития. Практическое использование этих правил обеспечивает единство подходов к формированию систем управления организациями. Данная статья доступна на украинском языке — Наукові принципи управління.
Содержание:
- Понятие принципов управления
- Требования к принципам управления
- Принципы управления Файоля
- Принципы эффективного управления Эмерсона
- Принципы современного менеджмента
Понятие принципов управления
Принципы — это общая норма, которая разделяется и признана всеми или отдельными группами людей. Управление организацией имеет дело с набором взаимосвязанных принципов.
Принцип — это основа правильного понимания и поведения человека в процессе производства и управления.
Принципы управления производны от общих законов и выражают созданные отношения, в соответствии с которыми должна создаваться, строиться, функционировать и развиваться система управления. Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Ф.У. Тейлор в 1911 г. в работе «Принципы научного управления».
Требования к принципам управления
Общие принципы управления:
- принцип целенаправленности;
- принцип учёта интересов;
- принцип иерархичности;
- принцип взаимозависимости динамического равновесия экономичности.
Общие принципы управления должны отвечать следующим требованиям:
- отражать общие положения, которые распространяются на организации различных типов и видов;
- соответствовать законам развития природы и общества;
- объективно отражать сущность явлений и реальных принципов управления организацией.
Принципы управления Файоля
В своей книге «Общий и индустриальный менеджмент» Анри Файоль описывает основные принципы управления. Он не утверждает того, что обозначенные им принципы управления являются полными и исчерпывающими, напротив, он акцентирует внимание на то, что «изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени, оказываются порождением данной ситуации». Файоль выделил 14 принципов управления:
- разделение труда — принцип, цель которого «производить больше и лучше при тех же усилиях»;
- полномочия и ответственность — делегирование полномочий каждому сотруднику, а там где есть полномочия, возникает и ответственность;
- дисциплина — предполагает выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, а также применение санкций за нарушение дисциплины;
- единство распорядительства — подчиненный должен получать приказы только от одного (непосредственного) руководителя. Согласно Файолю, двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов;
- единство руководства — объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому согласованному плану;
- подчинение индивидуальных интересов общим — интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия;
- вознаграждение персонала — каждый работник должен получать справедливое вознаграждение за проделанную работу;
- централизация — оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения наилучших результатов;
- иерархия или скалярная цепь — вертикаль власти организации, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка — сохранение её, когда это может наносить ущерб организации («цепь начальников», порождающая бюрократизм);
- порядок — наличие «места для всякой вещи и всякой вещи на своём месте» (материальный порядок) и, по аналогии, «места для каждого лица и каждого лица на своём месте» (социальный порядок, адекватность подбора персонала);
- справедливость — справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи;
- стабильность состава персонала — имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы;
- инициатива — способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Она обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой;
- корпоративный дух — созидание и поддержание определенной гармонии и единства в организации.
Принципы эффективного управления Эмерсона
Инженер-механик Г.Эмерсон был американским последователем идей А.Файоля. Гаррингтон Эмерсон внес в науку управления такие понятия как производительность или эффективность. Эффективность (производительность) — понятие, введённое им впервые, означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.
Эмерсона интересовали вопросы целостной организации предприятия и повышения эффективности управления. На основании своего опыта бизнес-консультанта, он сформулировал систему из 12 принципов повышения производительности труда.
Принципы эффективного управления Эмерсона:
- чётко поставленные цели — исходный пункт управления;
- здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиска их причин;
- компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления;
- дисциплина, обеспеченная честной регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением;
- справедливое отношение к персоналу;
- быстрый, надёжный, полный, точный и постоянный учёт, необходимый руководителю для принятия адекватных управленческих решений;
- диспетчирование по принципу «лучше бы диспетчировать спланированную работу, чем планировать работу, для которой не проводится диспетчирование»;
- нормы и расписание, способствующие поиску и реализации резервов;
- нормализация условий труда, посредством которой обеспечивается такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;
- нормирование операций, что означает стандартизацию средств их выполнения, регламентацию времени;
- письменные стандартные инструкции с целью чёткого закрепления всех правил выполнения работ;
- вознаграждение за производительность, призванное стимулировать труд каждого работника.
Принципы современного менеджмента
В 90-е годы стали уделять больше внимания социальному аспекту управления. Это проявилось в изменении основных принципов управления:
- лояльность к сотрудникам;
- ответственность;
- коммуникабельность;
- атмосфера в организации, способствующая раскрытию потенциальных возможностей сотрудников;
- обязательное деловое участие каждого работающего в общих результатах;
- своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
- личная участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие слаженной работы;
- умение слушать всех, с кем менеджер работает;
- этика бизнеса;
- честность и доверие к людям;
- опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
- видение организации — чёткое представление его будущего;
- качество личной работы и её постоянное совершенствование.