Функции управления

Функции управления

Слово «функция» в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение».

Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.

Функции управления — специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.

По виду и направленности деятельности различают общие и конкретные функции управления.

Функции управления
Функции управления

Общие функции управления

Общие (основные) функции управления:

  • осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления;
  • присущи управлению любой организацией;
  • разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;
  • относительно самостоятельны и в то же время тесно взаимодействуют.

Функция планирования состоит в определении целей организации и выработке мер по их достижению. Это действия, с помощью которых руководство придает единое направление усилиям всех членов организации.

Функция организации деятельности состоит в создании структуры управления предприятием, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении их полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления.

Функция координирования направлена на достижение согласованности и гармоничности в совместной деятельности всех элементов (направлений деятельности, подразделений, служб, отделов, подсистем) предприятия. Функцию координирования совместной деятельности можно назвать «настройкой системы».

Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима работы организационной системы. Применяется в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности.

Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждения за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда.

Функция контроля состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными, выявлении отклонений. Наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям.

Функция учета деятельности реализуется для получения всесторонней информации о состоянии деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и др.). Состоит в измерении, регистрации и группировке данных, характеризующих объект управления. Различают учет бухгалтерский, оперативный и статистический.

Функция анализа деятельности состоит в комплексном изучении деятельности предприятия с помощью аналитических и экономико-математических методов в целях объективной ее оценки, определения узких мест в развитии организации и возможных путей улучшения сложившегося положения. Важная задача анализа — установить степень выживаемости фирмы, ее способности противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим факторам.

Функция принятия решений. Решение — это выбор, который должен сделать руководитель для выполнения должностных обязанностей. С помощью управленческих решений реализуются все перечисленные функции управления.

Конкретные функции управления

Под конкретными (специфическими) функциями управления понимают результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на все производство, а на его определенные стороны или части.

Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием).

Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль, анализ и т.д.

 

Таблица. Содержание специальных функций управления

Название специальной функции

Содержание функции

Управление производствомОпределение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг
Расстановка людей
Организация поставки материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования
Организация своевременного ремонта оборудования и техники
Управление качествомОперативное устранение сбоев и неполадок в техническом процессе
Контроль качества
Управление материально- техническим снабжениемЗаключение хозяйственных договоров
Организация закупки, доставки и хранения сырья, комплектующих изделий
Управление инновациями (нововведениями)Организация научных исследований, прикладных разработок
Управление созданием опытных образцов
Организация внедрения новинок в производство
Управление маркетингом и сбытом готовой продукцииИзучение рынков
Формирование каналов сбыта
Выработка ценовой политики
Реклама готовой продукции
Организация отправки готовой продукции покупателям
Управление кадрамиПодбор, расстановка, обучение, повышение квалификации кадров
Мотивация труда персонала
Создание благоприятного морально-психологического климата
Улучшение условий труда и быта работников
Поддержание контактов с профсоюзной организацией
Управление финансамиСоставление бюджета и финансового плана организации
Формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций
Оценка текущего и перспективного состояния финансовых ресурсов и принятие необходимых мер по их укреплению
Управление учетом и анализом хозяйственной деятельностиСбор, обработка и анализ данных о работе организации
Сравнение собранных данных с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем и вскрытия резервов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 12 =