ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL)

ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL — United Nations Commission on International Trade Law)
— Комиссия ООН по праву международной торговли. ЮНСИТРАЛ создана по решению ООН с целью унификации права международной торговли. Состоит из представителей 36 государств (14 европейских и других стран, 16 афро-азиатских и 6 латиноамериканских). Штаб-квартира — в Вене.

Комиссия ЮНСИТРАЛ была учреждена Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году (резолюция 2205 (XXI) от 17 декабря 1966 года). Функционирует с 1 января 1968 года. Учреждая Комиссию, Генеральная Ассамблея признала, что расхождения, возникающие в результате применения законов различных государств в вопросах международной торговли, являются одним из препятствий торговым потокам. Комиссия в этой связи рассматривалась в качестве инструмента, с помощью которого Организация Объединенных Наций могла бы играть более активную роль в сокращении или устранении препятствий в сфере международной торговли.

Генеральная Ассамблея предоставила Комиссии общий мандат, поручив ей содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. С тех пор Комиссия стала основным юридическим органом системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли.

Наиболее важные документы, разработанные Комиссией и одобренные ООН:

  • Нью-Йоркская Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974), предназначенная для замены чрезвычайно дифференцированных национальных законов (предусматривавших сроки исковой давности от полугода до 30 лет). Конвенция установила единообразный временной период, в течение которого продавец и покупатель имеют право предъявить требование, основанное на договоре международной купли-продажи товаров (4 года). Такой период, с одной стороны, дает достаточно времени для решения спорных вопросов, с другой — препятствует предъявлению исков в такие отдаленные сроки, когда получение достоверных доказательств становится практически нереальным. В 1980 г. Конвенция была дополнена Протоколом для согласования с положениями Венской конвенции;
  • Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, являющийся основой международного торгового арбитража (1976). Широко используется как сторонами того или иного договора, так и в качестве модели правил различных арбитражных органов. Многие арбитражные центры, имеющие собственные регламенты, допускают преимущественное использование сторонами регламента ЮНСИТРАЛ или обращение к нему для восполнения пробелов в своих регламентах. Учитывая разницу между согласительной и арбитражной процедурой, ЮНСИТРАЛ приняла Согласительный регламент, одобренный ООН в 1980 г. Как и Арбитражный регламент, он применяется в случае принятия его сторонами. Суть Согласительного регламента состоит в том, что стороны принимают на себя обязательства в период проведения согласительной процедуры не возбуждать арбитражного или судебного производства по спору;
  • Конвенция о морской перевозке грузов (1978), в которой приняты так называемые Гамбургские правила, призванные заменить Гаагские. Основные изменения связаны с усилением ответственности перевозчика;
  • Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (1980), предназначенная для гармонизации торгового права. Один из наиболее значительных унифицированных актов по внешнеэкономическим сделкам. Охватывает широкий круг вопросов: заключение контракта (оферта и акцепт), поставка товаров и передача документов, состояние товара и права третьих лиц, средства правовой защиты в случае нарушений контракта, обязательства покупателя и продавца, переход риска, убытки, освобождение от ответственности, последствия расторжения контракта и др.;
  • Конвенция о международной смешанной перевозке грузов (1980);
  • Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988). Имеет целью привести в соответствие две системы правового регулирования переводных векселей в мире: основанную на Женевских конвенциях и англо-американскую. Правовое руководство по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов (1988), направленное на установление баланса интересов подрядчика и заказчика в международных договорах по строительству;
  • Конвенция о международной смешанной перевозке грузов;
  • Конвенция Организации Объединенных Наций о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (Нью-Йорк, 1995 год);
  • Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах (Нью-Йорк, 2005 год);
  • Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (1985 год);
  • Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитовых переводах (1992 год);
  • Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг и Руководство по его принятию (1994 год);
  • Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (1997 год);
  • Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 год);
  • Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях (2001 год);
  • Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов (1987 год) и др.

ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок. К их числу относятся следующие:

  • всемирно признанные конвенции, типовые законы и правила;
  • правовые и законодательные руководства и рекомендации, имеющие большое практическое значение;
  • обновляемая информация о прецедентном праве и законодательных актах, вводящих в действие единообразные нормы коммерческого права;
  • техническая помощь в осуществлении проектов правовой реформы;
  • региональные и национальные семинары по вопросам единообразного коммерческого права.

Комиссия выполняет свою работу на ежегодных сессиях, которые проводятся поочередно через год в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и в Венском международном центре в Вене.

Помимо государств-членов, все государства, которые не являются членами Комиссии, а также заинтересованные международные организации приглашаются присутствовать на сессиях Комиссии и ее рабочих групп в качестве наблюдателей. Наблюдателям разрешается участвовать в обсуждении на сессиях Комиссии и ее рабочих групп в той же мере, что и членам Комиссии.

Комиссия оказывает помощь странам, рассматривающим вопрос о принятии текстов правовых актов.

Секретариат ЮНСИТРАЛ готов предоставить техническую и консультативную помощь государствам, которые могут рассматривать вопрос о принятии одного из правовых текстов, подготовленных Комиссией. Такая помощь часто предполагает проведение обзора предлагаемых законопроектов.

Комиссия оказывает содействие в подготовке специалистов в области права международной торговли в следующих формах:

  • Национальные и региональные семинары по праву международной торговли. Комиссия приняла на себя обязательства по организации национальных и региональных семинаров и направлению информационных миссий по вопросам права международной торговли с целью содействия распространению информации о работе Комиссии, главным образом в развивающихся странах, для принятия и использования ее текстов этими странами.
  • Стажировки. Секретариат ЮНСИТРАЛ осуществляет программу стажировок с целью предоставления молодым юристам возможности ознакомиться с работой ЮНСИТРАЛ и расширить свои познания в конкретных областях права международной торговли. Секретариат ЮНСИТРАЛ не располагает средствами для оказания стажерам помощи в покрытии их путевых или иных расходов.