Хеджирование

Хеджирование (Hedging) — метод уменьшения риска путем определения объекта хеджирования и подбора к нему адекватного инструмента хеджирования. Хеджирование заключается в компенсации убытков от объекта хеджирования за счет прибыли от инструмента хеджирования, возникающих при одних и тех же условиях или событиях. При наличии схемы хеджирования банк полностью устраняет как риск, так и возможность получения дополнительной прибыли: если условия или события будут благоприятными с точки зрения объекта хеджирования, то любая прибыль автоматически будет перекрываться убытками от инструмента хеджирования. Этот метод используют с целью диверсификации или смягчения риска.

Хеджирование — метод страхования ценового риска по сделкам на бирже (товарной, фондовой) путем проведения противоположных операций с различными видами биржевых контактов. Операция хеджирования требует совершения трех биржевых сделок:

  1. покупку (продажу) реального товара или ценных бумаг с поставкой в будущем периоде (форвардная сделка);
  2. продажу (или соответственно покупку) фьючерсных контрактов на аналогичное количество товаров или ценных бумаг;
  3. ликвидацию позиции по фьючерсным контрактам в момент поставки реального товара или ценных бумаг путем заключения обратной (офсетной) сделки.

Первые два вида биржевых сделок осуществляются на начальной стадии операции по страхованию ценового риска, а третий их вид — на стадии завершения. Принцип операции хеджирования основан на том, что если ее участник несет финансовые потери из-за изменения цен как продавец реального товара или ценных бумаг, то он выигрывает в тех же размерах как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество товара или ценных бумаг и наоборот. В связи с этим на биржевом рынке различают два вида операций страхования ценового риска — хеджирование покупкой (buying hedging) и хеджирование продажей (selling hedging) фьючерсных контрактов.

Объектом хеджирования может быть актив, обязательство или будущая операция, создающие риск изменения справедливой стоимости активов и обязательств или изменения денежных потоков, связанных с предстоящей операцией. Чаще всего — это банковский продукт, стоимость которого может уменьшиться в случае наступления определенных условий или событий.

Инструментом хеджирования является объект, реакция которого на изменение определенных условий или событий прямо противоположна реакции объекта хеджирования при тех же условиях или событиях. Например, если объект хеджирования теряет стоимость в случае укрепления валюты, то инструмент хеджирования должен увеличивать свою стоимость в случае укрепления валюты. Инструменты хеджирования должны соответствовать также определенным дополнительным условиям: быть безусловными, безотзывными т.п. На практике инструмент хеджирования — это производный финансовый инструмент, финансовый актив или финансовое обязательство, справедливая стоимость которых и денежные потоки от которых, как ожидается, будут компенсировать изменения справедливой стоимости или потока денежных средств объекта хеджирования.

Коэффициент эффективности хеджирования рассчитывается как частное от деления соответствующего изменения справедливой стоимости или денежных потоков объекта хеджирования на изменение справедливой стоимости или денежного потока от инструмента хеджирования. Значение коэффициента эффективности хеджирования должно быть в пределах 0,8-1,25.

Различают следующие типы хеджирования:

  • Классическое (чистое) хеджирование. Хеджирование путем открытия противоположных позиций на рынке реального товара и фьючерсном рынке. Например, заключается контракт на поставку пшеницы. Но урожай еще не вырос, есть риск сорвать контракт. Для минимизации рисков покупается опцион на поставку аналогичной партии пшеницы по аналогичной цене. Первый вид хеджирования, который применялся торговцами сельскохозяйственной продукцией в Чикаго (США).
  • Полное и частичное хеджирование. Полное хеджирование предполагает страхование рисков на фьючерсном рынке на полную сумму сделки. Данный вид хеджирования полностью исключает возможные потери, связанные с ценовыми рисками. Частичное хеджирование страхует только часть реальной сделки.
  • Предвосхищающее хеджирование. Предвосхищающее хеджирование предполагает покупку или продажу срочного контракта задолго до заключения сделки на рынке реального товара. В период между заключением сделки на срочном рынке и заключением сделки на рынке реального товара фьючерсный контракт служит заменителем реального договора на поставку товара. Также предвосхищающее хеджирование может применяться и путем покупки или продажи срочного поставочного товара и его последующее исполнение через биржу. Данный вид хеджирования наиболее часто встречается на рынке акций.
  • Селективное хеджирование. Селективное хеджирование характеризуется тем, что сделки на фьючерсном рынке и на рынке реальных товаров различаются по объему и времени заключения.
  • Перекрестное хеджирование. Перекрестное хеджирование характеризуется тем, что на фьючерсном рынке совершается операция с контрактом не на базовый актив рынка реального товара, а на другой финансовый инструмент. Например, на реальном рынке совершается операция с акцией, а на фьючерсном рынке с фьючерсом на биржевой индекс.
  • Хеджирование и рехеджирование опционов. Открытие позиций с активом, являющимся базовым для уже открытых позиций по опционам, с целью снижения ценового риска покупателя или продавца опционов. Такая общая позиция называется хеджированной покупкой или соответственно продажей опционов. Однако такое состояние не является постоянным. Изменение цен базового актива или цен опционов часто требует дополнительных корректирующих сделок по покупке или продаже базового актива с целью достижения нового хеджированного состояния — такие действия называются рехеджированием опционов.

(См. Валютная оговорка, Валютный опцион, Валютный своп, Валютные фьючерсы, Комбинация прямых продаж с опционами «пут» и «колл», Кредитный дефолтный своп, Опцион, Производные финансовые инструменты (деривативы), Своп, Форвард)