Выездной надзор

Выездной надзор (On-site Supervision) — процесс планирования и проведения выездных инспекционных проверок банков и других лиц, которые охватываются надзорной деятельностью. Выездной надзор осуществляется надзорными органами в соответствии с «Положением о планировании и порядке проведения инспекционных проверок», утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 17.07.2001 г. № 276.

Объектами выездного надзора являются: банк, его филиалы и другие собственные подразделения банка, в том числе расположенные за пределами местонахождения главного офиса банка; владельцы существенного участия в банке; юридические лица, осуществляющие банковскую деятельность без банковской лицензии.

Главной целью проверок выездного надзора является определение рисков, присущих банку, уровня безопасности и стабильности его операций, достоверности отчетности банка и соблюдения банком законодательства Украины о банках и банковской деятельности, а также нормативно-правовых актов Национального банка.

Объемы, виды и направления проверки определяются Национальным банком. Инспекционные проверки банков и их филиалов или других собственных подразделений осуществляются в соответствии с планом инспекционных проверок. Проверки могут быть плановые, внеплановые, обязательные, комплексные, тематические.

Датой, с которой начинается отсчет годичного срока для определения начала следующего комплексного инспектирования (проверки), является дата окончания предыдущего инспектирования, указанная в постановлении на право ее проведения.

О проведении плановой проверки Национальный банк Украины обязан уведомлять банк не позднее чем за 10 дней до ее начала.

При наличии обоснованных оснований Национальный банк может принять решение о проведении внеплановой проверки. Такими основаниями могут быть:

  • выявление при осуществлении дистанционного надзора, в том числе по результатам анализа показателей системы раннего реагирования, существенного ухудшения финансового состояния банка;
  • установление фактов проведения банком или его подразделениями рисковых операций, угрожающих интересам вкладчиков или кредиторов;
  • выявление фактов предоставления Национальному банку недостоверной отчетности;
  • смена собственника существенного участия в банке, председателя наблюдательного совета или председателя правления;
  • приобретение банком статуса специализированного;
  • обращение банка об открытии филиалов или других собственных подразделений;
  • получение лицензий и разрешений, предусмотренных законодательством.

Такое решение оформляется распоряжением, которое подписывается Председателем Национального банка Украины или уполномоченным им лицом (первый заместитель Председателя, заместитель Председателя Национального банка Украины, который согласно должностным обязанностям руководит банковским надзором или директор Генерального департамента банковского надзора).

Комплексным инспекционным проверкам подлежат банки, осуществляющие банковскую деятельность на основании банковской лицензии. Другие лица, которые охватываются надзорной деятельностью Национального банка Украины, подлежат проверкам по отдельным вопросам относительно их деятельности или операций, финансового состояния и влияния на деятельность банка.

Первая комплексная инспекционная проверка банка осуществляется не ранее чем через 12 месяцев со дня получения им банковской лицензии.

При планировании комплексного инспектирования банков I и II группы одновременно предусматривается проведение инспектирования их филиалов регионального значения. Обязательной проверке подлежат филиалы, расположенные на территории других государств, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями между центральными банками или соответствующими органами банковского надзора.

Проверка других лиц, охватываемых надзорной деятельностью Национального банка Украины, осуществляется в случае, если:

  • по результатам выездного или дистанционного надзора или на основании других документов установлено, что владелец существенного участия в банке не соответствует требованиям Закона Украины «О банках и банковской деятельности» и нормативно-правовым актам Национального банка или негативно влияет на финансовую безопасность и стабильность банка;
  • определенное лицо, приобрело существенное участие в банке без письменного разрешения Национального банка Украины;
  • есть достоверная информация об осуществлении банковской деятельности без банковской лицензии.

Решение о проведении проверки других лиц, охватываемых надзорной деятельностью Национального банка Украины, принимается при наличии обоснованных оснований для ее проведения в таком же порядке, как и решение о проведении внеплановой проверки.

Для осуществления инспекционной проверки инспектору или инспекционной группе выдается удостоверение на право ее проведения. В удостоверении указываются название объекта, основания, сроки проведения инспекционной проверки, период инспектирования, перечень вопросов, подлежащих проверке, состав инспекционной группы с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей.

(См. Банковский надзор).

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − четыре =