Встречная торговля

Встречная торговля (countertrade) – форма внешнеторговых операций, при которой импорт товаров (услуг) обусловливается обязательствами экспортеров осуществить встречные закупки или, наоборот, экспорт (что бывает значительно реже) ставится в зависимость от встречных импортных операций.

При встречной торговле оплата встречными поставками товаров (услуг) покрывает, как правило, лишь часть стоимости основных поставок. Встречная торговля чаще инициируется импортерами, которые в условиях высокой конкуренции предлагают экспортерам принять встречные обязательства.

Встречная торговля — форма внешней торговли; внешнеторговые операции, контракты, сделки, предусматривающие встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров товары на полную стоимость или часть стоимости экспорта (бартерные сделки, встречные закупки); коммерческая практика, при которой продажа увязывается с закупкой товаров (услуг), либо, наоборот, закупка обусловливается их продажей. В обоих случаях оплата предусматривается поставками товаров (услуг) в дополнение или вместо финансового регулирования, что явно сближает встречную торговлю с бартером.

Обязательства импортеров и экспортеров по встречным поставкам оформляются одним или несколькими, но обязательно связанными между собой документами (соглашениями, контрактами). Основными видами встречной торговли являются:

  • бартерные сделки (см. Бартер);
  • компенсационные соглашения (т.н. сделки «байбэк» – buy-back), предусматривающие продажу машин и технологического оборудования на условиях оплаты встречными поставками сырья, полуфабрикатов, продукции, произведенными с использованием поставленных машин и оборудования (реже на других предприятиях);
  • операции с давальческим сырьем — операция по переработке сырья проводится в другом государстве;
  • авансовые поставки, которые служат своего рода формой финансирования фирм-импортеров на период до осуществления ими встречных поставок;
  • встречные закупки, предусматривающие две или более юридически самостоятельные, но фактически взаимосвязанные сделки купли-продажи.

На условиях встречной торговли может осуществляться также выкуп устаревшей техники при поставке современных моделей, комплектация импортируемого оборудования деталями местного производства страны-импортера и другие виды внешнеторговых операций.

Можно выделить шесть основных форм встречной торговли:

  1. чистый бартер — сделка непродолжительна и (как правило) ограничена обменом товара на товар;
  2. клиринговое соглашение — денежных расчетов (как правило) нет, сделка имеет продолжительный характер, и с обеих сторон могут участвовать группы товаров (списки), третьи стороны к сделке не привлекаются;
  3. свитч — денежных расчетов (как правило) нет, сделка имеет продолжительный характер, и с обеих сторон могут участвовать группы товаров (списки), в урегулировании взаимоотношений экспортера и импортера принимают участие третьи стороны;
  4. офсет — денежные расчеты предусмотрены, взаимные обязательства не ограничены только двусторонней закупкой товара;
  5. встречная закупка — денежные расчеты предусмотрены, экспортер обязан закупить товар у импортера, происхождение товара, закупаемого у импортера, не связано с использованием товара, приобретенного у экспортера;
  6. байбэк — денежные расчеты предусмотрены, экспортер обязан закупить товар у импортера, закупаемый товар производится импортером с использованием товара, приобретенного у экспортера.

Встречная торговля развивалась высокими темпами в 70–80-е гг. Так, в начале 70-х гг. на встречную торговлю приходилось 2–3% мирового товарооборота, а к концу 80-х гг. – уже свыше 40%. В 90-е гг. доля встречной торговли в мировом товарообороте продолжала оставаться высокой.

Более 100 стран мира приняли законодательные акты, обязывающие своих импортеров осуществлять закупки товаров (услуг) в увязке со встречными поставками. К их числу продолжают присоединяться все новые страны, что свидетельствует не только о нарастающей интернационализации мировой хозяйственной практики, но и о поддержке правительствами суверенных государств национального предпринимательства. При этом нельзя не отметить зачастую вынужденный характер встречной торговли, обусловленный национальным законодательством, административным регулированием, валютными ограничениями и др.