Военно-экономический потенциал

Военно-экономический потенциал — часть экономического потенциала (экономической мощи) государства, которая может быть использована в военных целях при максимальном военно-экономическом напряжении, т.е. сведении к минимуму всех невоенных потребностей общества и его членов.

Степень реализации военно-экономического потенциала определяет достигнутую военно-экономическую мощь. В качестве показателей военно-экономического потенциала используют:

  • численность и долю людских ресурсов, мобилизованных и пригодных для мобилизации в армию, занятых в производстве вооружений и других сферах национальной обороны;
  • объем и долю производственных мощностей (капитала), занятых в различных отраслях военного производства;
  • стоимостные и натуральные показатели объемов производства вооружения и других предметов военного назначения.

Обобщающую и детализированную информацию о военно-экономическом потенциале содержат военно-финансовые показатели. Компонентом военно-экономического потенциала государства (коалиции) является военно-финансовый потенциал – доля финансовых ресурсов, которая может быть мобилизована на военные цели при минимально необходимом удовлетворении гражданских потребностей. Он определяется величиной финансового потенциала, зависящего от объективных возможностей финансовой системы страны по привлечению финансовых ресурсов, государственной бюджетной системы и различных государственных внебюджетных фондов, финансовых ресурсов резидентов – юридических и физических лиц.

Конкретный уровень военно-финансового напряжения государства обусловливается международной обстановкой, политикой и военной доктриной государства, состоянием мира или войны и другими факторами.

Финансовая готовность страны к условиям военного времени рассматривалась в различные исторические периоды по-разному. В XVIII-XIX вв., вплоть до 1-й мировой войны, мероприятия по подготовке финансов в системе мероприятий по подготовке к условиям военного времени рассматривались военными специалистами и государственными деятелями в качестве ведущей проблемы, поскольку в финансах они видели решающий фактор победы или поражения в войне. Соответственно при подготовке к войне главной задачей ставилась не подготовка экономики к обеспечению потребностей армии, а создание всевозможными методами запасов денежных средств у государства.

Существование до 1-й мировой войны концепции, преувеличивающей роль финансов в войне и в силу этого подменяющей экономическую подготовку к ней подготовкой финансов, диктовалось конкретными условиями:

  • незначительной долей затрат на вооружение и оснащение в общих расходах на содержание армии;
  • функционированием в обращении реальных денег.

Опыт финансово-экономического обеспечения 1-й мировой войны способствовал возникновению противоположной концепции, принижающей важность финансовой готовности страны к обороне.

Необходимость и основные направления достижения финансовой готовности в современных условиях обусловливаются:

  • характером современной войны;
  • задачами подготовки экономики к обеспечению потребностей обороны;
  • состоянием финансовой системы государства.

Среди этих направлений выделяют:

К вопросам моделирования финансового механизма относятся:

  • разработка плана мобилизации финансовых ресурсов на военное время;
  • выбор наиболее эффективных методов перераспределения общественного продукта в пользу военного потребления;
  • обоснование приоритетов при финансировании и кредитовании отраслей народного хозяйства с целью развития военной экономики;
  • применение действенных финансовых методов стабилизации денежного обращения;
  • обеспечение возможностей для оперативного маневрирования финансовыми ресурсами;
  • подготовка и правильное использование финансово-кредитных работников;
  • использование финансовых методов стимулирования интенсификации производства на основных направлениях реализации военно-экономического потенциала, а также стимулирования боевой деятельности личного состава.

Необходимость экономической мобилизации осознана в ходе 1-й мировой войны и стала плодом запоздалых импровизаций. В предвидении 2-й мировой войны подготовка к ней велась уже заранее и была осуществлена с началом войны как чрезвычайный процесс военной перестройки (конверсии) экономики, в ходе которого все ее отрасли и государственные институты переводились с мирного на военное положение в целях развертывания массового производства оружия, военной техники и других предметов военного назначения.

В экономической мобилизации выделяют ряд фаз:

  1. подготовительную;
  2. конверсии;
  3. «слаженного военного хозяйства»;
  4. реконверсии.

Длительность, глубина, формы осуществления фаз в разных странах различны. Так, фашистская Германия заблаговременно перестроила экономику на военный лад (в 1938 г. доля военного потребления в ее национальном доходе составила более 1/4). В ходе войны она наращивала свою военно-экономическую мощь за счет повышения степени мобилизации своей экономики и военного производства в оккупированных странах. США и Великобритания создали мощную военную экономику в ходе войны (в 1938 г. доля военного потребления в Великобритании была около 5,4%, в США – 1,8%).

На подготовку экономической мобилизации в современных условиях влияют новые факторы, в т.ч.:

  • достижение критической военной мощи некоторыми государствами;
  • значительно возросшие военно-экономический потенциал и крупномасштабная военная экономика;
  • высокая адекватность и мобильность гражданского производства на основе внедрения двойных технологий;
  • наличие крупных материальных резервов;
  • возросшая уязвимость экономики в связи с развитием атомной энергетики, ростом техногенных опасностей и т.д.

В развитых странах основное внимание уделяется поддержанию в высокой степени готовности промышленности к наращиванию выпуска военной продукции в чрезвычайных условиях. Для проведения необходимых мероприятий функционируют государственные органы, деятельность которых регламентируется специальным законодательством. Главная их задача в мирное время состоит в планировании мероприятий по переводу основных секторов экономики на военное положение, регулировании рационального потребления ресурсов, руководстве созданием мобилизационных запасов и резервов.

В соответствии с чрезвычайным законодательством государственным органам предоставляются большие полномочия по контролю за частным сектором в военное время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + четырнадцать =