Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – совокупность различных форм и методов торгово-экономического и финансово-производственного взаимодействия субъектов различной государственной принадлежности на мировом рынке с целью использования преимуществ международного разделения труда для достижения более высокой эффективности функционирования участвующего субъекта и национального хозяйства в целом.

Мировой (всемирный) рынок рассматривается как составная часть всемирного хозяйства, представленная системой экспортно-импортных операций по обмену товарами и услугами между продавцами (поставщиками) и покупателями (заказчиками). В процессе развития современного мирового рынка все более широко распространяются различные формы научно-технологического обмена, торговля исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, растет доля товарооборота, обслуживающего устойчивый производственно-технологический сектор, прежде всего сектор высоких технологий.

В сфере внешнеэкономической деятельности тесно переплетаются экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и производство, наука и финансы. Развитие ВЭД приводит к повышению темпов роста национального дохода, оптимизации макроэкономических пропорций, ускорению технического прогресса, повышению эффективности инвестиций, решению социальных проблем.

На уровне предприятий развитие ВЭД открывает реальные возможности использования преимуществ международной производственной кооперации, выбора оптимального партнера с учетом эффективного разделения функций, эффективных способов решения таких важных производственных задач, как замена отечественных компонентов производства на более дешевые импортные, перенос части производственного процесса в более благоприятные экономические условия за рубежом, использование зарубежных лицензий и «ноу-хау» с целью сокращения издержек производства, повышение технического уровня и конкурентоспособности товаров, развитие экспортного потенциала и овладение новыми зарубежными рынками.

Участие в международной производственной кооперации включает предприятие в международный воспроизводственный процесс с его многими взаимосвязями и взаимозависимостями, что содействует усилению экономической стабилизации отдельных звеньев воспроизводственной цепи. Например, американские экономисты приводят условный расчет. Покупая автомобиль «Понтиак» у корпорации «Дженерал моторс», американец вступает в международную сделку. Из 10 тыс. долл., уплаченных им за автомобиль, около 3 тыс. долл. направляются в Республику Корея за выполнение трудоемких сборочных операций, 1850 долл. – в Японию за применение новейшей японской технологии, 700 долл. – в Германию за конструирование, 400 долл. – на Тайвань и в Сингапур в оплату за поставляемые мелкие детали, 250 долл. – в Великобританию за проведение рекламы и маркетинговых исследований, около 50 долл. – в Ирландию за компьютерную обработку данных. Оставшиеся почти 4 тыс. долл. распределяются между стратегами в Детройте, адвокатами и банкирами в Нью-Йорке, лоббистами в Вашингтоне, работниками страхования и здравоохранения и акционерами корпорации «Дженерал моторс».

Внешнеэкономическая деятельность включает следующие направления:

  • внешнюю торговлю;
  • международное производственное сотрудничество;
  • международное научно-техническое сотрудничество;
  • международное валютно-финансовое сотрудничество;
  • международную инвестиционную деятельность;
  • экономическое и техническое содействие менее развитым странам.

Для большинства стран мира главной формой ВЭД является внешняя торговля (foreign trade), которая представляет собой совокупность операций по вывозу (экспорту) и ввозу (импорту) товаров (услуг) для отдельно взятых стран. Отечественное законодательство трактует внешнеторговую деятельность как предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Это соответствует общемировому подходу к понятию «внешняя торговля».

К основным показателям внешней торговли относятся:

  • стоимостные и физические объемы, динамика экспорта и импорта, которые в сумме составляют внешнеторговый оборот;
  • торговый баланс (см. Платежный баланс), условия торговли;
  • товарная структура;
  • географическая сегментация.

Инструментарием развития внешней торговли служат аукционы, подрядные торги, консигнационные операции (см. Консигнация), международные ярмарки и торгово-промышленные выставки, валюто-экономичные формы сделок (лизинг, бартер, встречные закупки, компенсационные сделки), фьючерсные операции.

Внешняя торговля осуществляется посредством заключения сделок международной купли-продажи на товары и услуги, оформляемых преимущественно как внешнеторговые контракты.

Для успешного ведения внешней торговли важнейшее значение имеет конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг, которая обусловливается качеством и ценой, сроками поставки, условиями кредитования, формами расчетов и валютными условиями, особенностями организации внешнеторговой деятельности в стране-производителе товаров (услуг), системой продвижения товаров на внешние рынки.

Внешняя торговля любой страны регулируется государством, которое использует такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование, субсидирование экспорта и методы тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта.

Договорно-правовой базой для ведения внешней торговли являются международные правовые нормы, многосторонние и двусторонние договоры и соглашения, включая договоры купли-продажи, соглашения о платежах, кредитные соглашения и другие.

Объем международной (мировой) торговли (world сommerce, international trade), как совокупности внешней торговли всех стран мира (мировой товарооборот) подсчитывается путем суммирования объемов экспорта в долларах США и в ценах ФОБ (импорт считают в ценах СИФ, и поэтому он превышает стоимость экспорта примерно на 1/10 ). (Расшифровку торговых терминов см. в статье Инкотермс.)

На развитые страны приходится около 3/4 мирового экспорта товаров. В структуре мирового товарооборота свыше 2/3 приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, где наиболее динамичная группа товаров – машины, оборудование, транспортные средства.

Международное производственное сотрудничество реализуется в формах международной специализации и кооперации производства.

Международная специализация производства означает концентрацию производства однородной продукции в рамках одной страны или группы стран с целью создания эффективного производства, снижения себестоимости и повышения качества продукции. Это позволяет сократить или полностью устранить параллелизм в изготовлении продукции, расширить масштабы крупносерийного производства, сосредоточить значительную часть выпуска продукции на предприятиях оптимального размера с высоким уровнем технологической оснащенности. Межгосударственная специализация осуществляется на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях. Быстрое развитие получает внутриотраслевая специализация, охватывающая преимущественно отрасли обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроение.

Международная кооперация производства – это международное кооперационное разделение труда, при котором труд работников разных стран непосредственно соединяется в одном и том же или в разных, но связанных между собой процессах производства. Такая кооперация включает как собственно производственный процесс, так и товарообмен продукцией, необходимой для осуществления производственного процесса.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 2 =