Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды — обособленная часть финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, формируемая в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, используемых по целевому назначению.

Внебюджетные фонды являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

В составе финансовой системы страны внебюджетные фонды занимают особое место: будучи самостоятельным звеном государственных и муниципальных финансов, они выступают экономической формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления для целевого финансирования социальных, экономических, экологических и других потребностей.

Основным методом формирования преобладающей части внебюджетных фондов социального назначения является страховой, при котором контингент участников, принципы мобилизации ресурсов, характер использования средств существенно отличаются от бюджетного. Некоторая часть внебюджетных фондов, особенно на муниципальном уровне, может формироваться кредитным методом – с помощью привлечения временно свободных денежных средств на финансовом рынке.

Таким образом, внебюджетные фонды характеризуются чертами, отражающими их двойственную природу: с одной стороны, они, как и бюджет, являются материально-финансовой базой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, формируются за счет бюджетных и кредитных поступлений, а с другой – основу механизма функционирования некоторых из них составляют страховые отношения, предопределяющие иные, чем в бюджетной сфере, методы мобилизации и использования денежных средств.

Специфические признаки внебюджетных фондов:

  1. конкретно обозначенная и законодательно зафиксированная цель, ради которой создается фонд;
  2. целевое закрепление конкретных видов доходов за соответствующими расходами (вместо обезличивания поступлений, характерного для бюджета);
  3. относительная самостоятельность, обусловливающая, как правило, создание автономной организационной структуры, управляющей фондом.

Появление и функционирование внебюджетных фондов исторически связано с двумя обстоятельствами:

  1. с наличием у государства целевых расходов, подлежащих обязательному и полному обеспечению (в т.ч. за счет специальных финансовых источников);
  2. с необходимостью обеспечения большей (чем у бюджета) оперативной самостоятельности внебюджетных фондов, не так жестко регламентируемых законодательными органами страны и в меньшей степени, чем бюджет, контролируемых со стороны парламента.

Эта относительная самостоятельность – одна из важных причин сохранения внебюджетных фондов в странах с развитой рыночной экономикой: она позволяет, с одной стороны, противостоять конъюнктурным колебаниям даже в условиях нестабильной экономики, а с другой – участвовать в финансировании мероприятий, необходимых не только государственному, но и частному сектору. Это способствовало сохранению вне бюджета даже некоторых «непопулярных» фондов.

По своему назначению внебюджетные фонды довольно разнообразны, они могут создаваться под конкретные цели и программы и функционировать как на государственном и региональном, так и муниципальном уровне. Классификация внебюджетных фондов осуществляется по разным признакам: целевому назначению, уровням управления, срокам действия и т.д.

В финансовой системе бывшего СССР внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов не было. Формировавшийся в советских условиях фонд государственного социального страхования с 1938 г. в качестве составного звена входил в государственный бюджет СССР, в рамках которого утверждался и исполнялся. И лишь начавшиеся демократические преобразования в обществе, переход к рыночным реформам привели к появлению принципиально нового по сравнению с прежней структурой финансовых отношений звена финансовой системы – внебюджетных фондов. Их создание в начале 90-х гг. было продиктовано многими причинами, имеющими как постоянный, долговременный, так и преходящий характер. К числу постоянных факторов, влияющих на расширенные сферы использования внебюджетных фондов, относят:

  • возможность обеспечения более тесной увязки конкретной цели, поставленной обществом, со средствами ее достижения;
  • высокую концентрацию финансовых ресурсов, поступающих из всех источников, для быстрейшего решения поставленной задачи;
  • обеспечение более полного и рационального сочетания общественных, корпоративных и личных интересов;
  • специфические механизмы функционирования внебюджетных фондов, которые адекватны рыночным методам хозяйствования, а потому лучше содействуют адаптации граждан к изменившимся условиям жизни общества.

Основным для нашей страны из числа преходящих факторов, обусловленных трудностями переходного периода, является ограниченность бюджетных ресурсов в кризисной для страны ситуации, предопределившая необходимость перехода от бюджетных к страховым и другим рыночным методам формирования финансовых ресурсов, используемых на финансирование различных целевых потребностей, ради удовлетворения которых и создаются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды, функционирующие автономно от бюджета, предназначены для решения важных социальных, экономических, экологических и других задач, требующих повышенного внимания со стороны государственных и муниципальных структур. Для их формирования используются:

  • специальные целевые отчисления и сборы в соответствующий фонд;
  • часть прибыли экономических субъектов, бюджетные ассигнования, доходы от предпринимательской деятельности аппарата управления фондом, кредитные (в том числе госкредитные) ресурсы, а также прочие источники, не запрещенные законодательством.

В зарубежных странах аналогом отечественных внебюджетных фондов являются специальные фонды правительства, через которые государство осуществляет перераспределение национального дохода в интересах решения конкретных социальных и экономических задач.

Количество фондов, их место в финансовой системе страны постоянно меняется в зависимости от изменения экономических, политических и социальных условий. Так, в период 90-х годов XX в. объем средств, сконцентрированных государством в социальных фондах, достигал внушительной величины. Например, во Франции специальные фонды (присоединенные бюджеты, специальные счета казначейства, социальные фонды) приближались по своему размеру к общему объему бюджета; в Японии финансировали более 1/2 государственных расходов; в Великобритании – около 1/3 государственных расходов.

В настоящее время государства с рыночной экономикой заинтересованы в расширении числа специальных фондов и росте их величины в связи с рядом весомых причин:

  • правительство с помощью специальных фондов получает в свое распоряжение значительные финансовые ресурсы, находящиеся вне поля жесткого финансового контроля со стороны парламента;
  • благодаря специальным фондам у государства появляются дополнительные возможности для регулирования экономических и социальных процессов в обществе;
  • свободные средства специальных фондов могут использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм государственных заимствований на финансовых рынках и т.д.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =