Устойчивость бюджета

Устойчивость бюджета — состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга (см. Государственный долг).

Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти. Понятие устойчивости бюджета аналогично понятию финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта: оба понятия основываются на общих принципах — полного покрытия текущих расходов, эффективности и экономности расходования средств, обязательности осуществления инвестиционных вложений, страхования непредвиденных расходов и рисков. Вместе с тем они различаются по своему характеру, содержанию одноименных принципов, факторам, влияющим на величину устойчивости, и так далее.

Устойчивость бюджета может быть определена по любому бюджету, начиная от государственного и кончая низовыми — сельскими и поселковыми. Особенно актуально в современных условиях выявление устойчивости по бюджетам 2-го и 3-го уровней бюджетной системы. При этом чем более длителен период расчета устойчивого состояния, тем более адекватной является оценка того, насколько эффективно и рационально орган публичной власти осуществляет деятельность по реализации своих полномочий и обеспечению развития соответствующие государственные или муниципальные образования.

Для определения количественных и качественных характеристик устойчивости бюджета используют расчетно-аналитические методы: метод коэффициентов и метод экспертных оценок. Количественные характеристики, выражаемые с помощью числовых показателей, показывают финансовое положение субъекта власти за определенный период при данном состоянии экономики. Чтобы выявить способность того или иного территориального образования приспосабливаться к изменениям во внешней экономической среде, добиваться мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, а также получить информацию о характеристиках устойчивости бюджета, которые не выражаются в цифровом представлении, применяют экспертную оценку на основе системы баллов (это позволяет проводить сравнение с другими регионами).

Устойчивостью бюджета характеризуют:

  • бюджетная самостоятельность;
  • сбалансированность бюджета;
  • платежеспособность субъекта публичной власти;
  • денежный характер расчетов;
  • экономическая эффективность расходования бюджетных средств;
  • размер и структура внутреннего и внешнего долга;
  • качество бюджетного менеджмента и др.

Бюджетная самостоятельность характеризуется способностью субъекта власти самому мобилизовывать финансовые ресурсы в бюджет, не прибегая к финансовой помощи; показатель для ее оценки — соотношение собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых) и его расходов.

При оценке влияния сбалансированности бюджета исходят из того, что устойчивость бюджета обеспечивается балансом между доходами и расходами, достигнутыми не только в пределах года, но и внутри него (по кварталам, месяцам, декадам, пятидневкам). Необходимость такого внутригодового анализа сбалансированности связана с тем, что даже минимальная величина внутригодовых кассовых разрывов может приводить к невыполнению или несвоевременному выполнению бюджетных обязательств. В ряде случаев, например, когда в расходах бюджета значительное место занимают платежи по обслуживанию внутреннего и внешнего долга, сбалансированность бюджета в рамках одного года не дает информации о возможностях территориального образования мобилизовывать дополнительные доходы в будущих бюджетных периодах, особенно в условиях меняющейся экономической конъюнктуры. Для получения такой оценки устойчивости бюджета необходимо определять не только в границах одного бюджетного года, но и для будущих периодов.

Платежеспособность субъекта публичной власти — его способность полно и своевременно отвечать по своим обязательствам. Для ее обеспечения органы власти (местного самоуправления) используют различные источники средств — и текущие (реальные), и потенциальные.

К реальным относятся:

  • налоговые и неналоговые доходы, поступающие в бюджет;
  • задолженность по начисленным, но неуплаченным налогам и сборам;
  • предоставленные отсрочки по уплате налогов и сборов;
  • просроченная задолженность по налоговым и неналоговым платежам.

Потенциальные доходы включают:

  • заимствования на рынке капиталов;
  • продажу имущества, принадлежащего субъекту власти;
  • рост поступлений налогов за счет увеличения рентабельности предприятий и повышения деловой активности;
  • повышение собираемости налогов и так далее.

Устойчивость бюджета имеет огромное значение в практике бюджетной работы: в современных условиях необходимо правильно оценивать финансово-экономическое (в том числе бюджетное) положение конкретных территориальных образований и на этой основе строить обоснованную бюджетную политику. Анализ устойчивости бюджета нужен инвесторам, чтобы реально оценивать риск вложений капитала в те или другие территориальные образования.

Устойчивость бюджета должна также учитываться и в процессе вынесения решения о несостоятельности субъекта власти дальше руководить экономикой и социальной сферой того или иного территориального образования и принятия мер ответственности к руководителям такого региона или муниципального образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 5 =