Транспарентность

Транспарентность (Transparency) — раскрытие банком всем заинтересованным лицам (кредиторам, инвесторам, общественности) целей деятельности, правовых, институциональных и экономических основ, принципиальных решений и их обоснования, данных и информации, прямо или косвенно связанных с деятельностью банка, а также условий подотчетности в полном объеме, в доступной форме и на своевременной основе.

Выделяют четыре характеристики транспарентности:

  1. доступность (открытость) информации — банк должен в открытом доступе или на первый запрос предоставлять информацию о своей деятельности;
  2. полнота охвата информации — необходимо предоставлять достаточный объем информации, чтобы объяснить как прошлую, так и будущую политику банка;
  3. своевременность информации — информация должна предоставляться с минимальным запаздыванием во времени;
  4. целостность информации — инструменты и каналы информационной политики должны быть совместимы и скоординированы друг с другом.

Публичным раскрытием информации (public disclosure) называют акт предоставления информации или данных всем заинтересованным лицам в удобной и доступной форме. Примерами форм публичного раскрытия информации являются устные или письменные заявления представителей банка, публикации в официальном бюллетене, газете, отчете или отдельном документе, а также информация, размещенная на Интернет-сайте. Публичное раскрытие информации осуществляется с помощью таких инструментов информационной политики: пресс-релиз, конференция, стенограмма, публичное выступление, брифинг, интервью, протокол собрания, отчеты, семинары и т.п.

Широкий диапазон инструментов информационной политики необходим для того, чтобы максимально полно донести до общества содержание политики банка. Инструменты используются по разным информационным каналам, к которым относят телевидение, радио, печатные и электронные СМИ, Интернет-сайты, собственные печатные и электронные издания и прямое взаимодействие.

В литературе выделяют два метода, с помощью которых банк транслирует рынку информацию о себе: «канал заверений» («reassurance» channel) и «канал детализации» (provision of details). Благодаря первому каналу банк информирует кредиторов, инвесторов и общественность о своих намерениях, подтверждает приверженность заявленным целям. Второй канал служит для детализации условий деятельности банка.

На уровне центрального банка транспарентность может быть реализована на основе освещения:

  1. целей денежно-кредитной политики (political transparency) — раскрытие информации о целях и количественных ориентирах денежно-кредитной политики;
  2. экономических данных (economic transparency) — раскрытие макроэкономических данных, моделей и прогнозов, используемых при принятии решений;
  3. процедур денежно-кредитной политики (procedural transparency) — раскрытие информации о внутреннем процессе принятия решений, включая стенограммы, протоколы, отчеты и тому подобное;
  4. процесса реализации денежно-кредитной политики (policy transparency) — раскрытие информации о мерах по достижению цели денежно-кредитной политики;
  5. операционной транспарентности (operational transparency) — раскрытие информации о результатах и эффектах политики, а также ошибках и расходах регулирования, включая точность прогнозов.

Необходимость обеспечения транспарентности обусловлена экономической нестабильностью рыночного механизма. Основными причинами, которые обусловливают необходимость обеспечения транспарентности, являются:

  1. экономическая и политическая нестабильность;
  2. изучение участниками рынка условий внешней среды;
  3. иррациональные ожидания большинства участников рынка;
  4. асимметричность информации между обществом и регулятором.

Транспарентность позволяет центральному банку управлять рыночными ожиданиями. Это возможно, если денежная власть имеет доверие рынка, а общество — четкое представление о целях центрального банка и способах их достижения. Уровень транспарентности центрального банка оценивают с помощью специального бального индекса. Он состоит из элементов, характеризующих каждый вид транспарентности. Центральный банк может набрать от 0 (полная закрытость) до 15 баллов (максимальная прозрачность).

Индекс транспарентности разработали специалисты Банка Англии в 1996 г. В настоящее время стандартом оценки транспарентности признан индекс, разработанный Сильвестром Ейффингером из Центра экономических исследований Тилбургского университета (Нидерланды) и Петрой Гераац из Кембриджского университета. В целом по центральным банкам мира индекс транспарентности составляет примерно 5,3. Развитые страны лидируют по транспарентности центральных банков. Развивающиеся страны, отстают от них вдвое, а слаборазвитые страны — втрое.

(См. Корпоративное управление).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + шестнадцать =