Теория налогообложения

Теория налогообложения (taxation theory) — концептуальная модель налоговой системы, предлагающая принципы построения, роль и значение налогов в экономике, их функции, состав и структуру.

Теория налогообложения менялась в зависимости от уровня развития экономики, национальных традиций, политики государства.

Классическое представление о роли налогов в экономике было введено Адамом Смитом (1723-1790). Он определил их как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения:

  1. соразмерность;
  2. определенность;
  3. удобность;
  4. дешевизна.

Представителями этого направления являются У. Петти (1623-1687), Ж.-Б.Сей (1767-1832), Д. Рикардо (1772-1823), Дж.С. Милль (1773-1836), считавшие экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан.

Усложнение экономических отношений в обществе, действие объективных циклических процессов потребовали корректировки классического учения. Появились новые научные теории.

В настоящее время выделяют два основных направления экономической мысли — кейнсианское и неоклассическое. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования.

Кейнсианская теория (Дж. М. Кейнс, 1883-1946) отражает элементы анализа общего функционирования экономики, выделяет роль государства и его влияния на экономические процессы, регулирование социально-экономических границ налогообложения исходя из неустойчивости динамического равновесия, и необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы с помощью присущих ему инструментов.

Налоги как норма процента, призваны играть регулирующую функцию в экономике, когда излишние денежные сбережения изымаются с помощью прогрессивного обложения. Налоги в, этом случае действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости», сглаживают обострение экономической неустойчивости от уменьшения доходов бюджета: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет зависят не только от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения.

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности, производственных процессов, когда внешние корректирующие меры должны направляться лишь на то, чтобы устранять препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Джеймс Мид (1907-1995), построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство с безграничным ростом его расходов, дестабилизирующим фактором. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной налоговой политики, последователи неоклассицизма полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономического предложения и монетаризм.

Теория экономического предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Теоретические высказывания А. Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых экономистов и взяты на вооружение представителями возрожденного направления: от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог.

Таким образом, теория экономического предложения, развитая в начале 80-х гг. в США М. Уэйденбаумом, А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лаффером, руководствовалась главной идеей, заключающейся в радикальном сокращении налоговых ставок и понижении тем самым прогрессивности налогообложения, установлении оптимальной границы обложения. Наглядно эта идея представлена кривой Лаффера: рост налоговых ставок поддерживает рост налоговых поступлений лишь до определенного предела, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Когда налоговая ставка достигает определенного уровня, подавляется предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики. И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики, доходы государства увеличиваются за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.

Теория монетаризма, разработанная американским экономистом М. Фридменом (1912-2006), приверженцем идеи свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. Делается также ставка на снижение налогов. Сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой, по мнению монетаристов, позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.

Основная идея неоклассической теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.

Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, представлявшие собой синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории.

В неокейнсианской теории значительное место отведено налоговым проблемам. Так, английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделять объекты налогообложения по отношению к потреблению (и предлагая облагать в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта) и сбережению (предлагая при этом ограничиваться лишь ставкой процента по вкладу). В результате возникла идея налога на потребление, который являлся одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Считается, что не фиксированный налог с продаж, а налог на потребление, вводимый по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами.

В настоящее время не существует какой-либо одной «истинно верной» теории экономического регулирования; есть взаимодействие трех основных концепций: кейнсианство с различными вариациями, теория экономического предложения и монетаризм.

Зарубежные налоговые теории отличаются конкретным, прикладным характером, так как положения, разрабатываемые ими, традиционно являются основой фискальной политики и финансового законодательства развитых государств. Теоретические споры ведутся не столько по вопросу о сущности налогов как экономической категории, объективное существование и необходимость которых сомнению не подвергаются, сколько об их роли в экономике.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 13 =