Теория ценообразования

Теория ценообразования (pricing theory) — обобщение закономерностей, методологии, развития и практики ценообразования. Цена — категория товарно-денежных отношений, поэтому теория ценообразования изменяется и совершенствуется в соответствии с их эволюцией. Объективные закономерности ценообразования в условиях рынка основаны на взаимодействии спроса и предложения.

В рыночной экономике закон спроса и предложения оказывает большое влияние на уровень и динамику цен, цены в свою очередь воздействуют на стимулирование или ограничение спроса и предложения.

Все цены образуют единую систему, где они группируются по определенным признакам: по стадиям реализации товара, по времени действия, по территории действия, по способу возмещения транспортных расходов, по характеру формирования. Все цены взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение в одном звене системы приводит к изменению всей системы цен, что означает ее способность самонастраиваться. Поэтому нарушение экономических законов в рыночной экономике практически невозможно.

Система цен выполняет функции, в которых проявляется сущность цены как экономически стоимостной категории: учетную, стимулирующую и перераспределительную.

Учетная функция состоит в учете в системе цен всей совокупности общественно необходимых затрат. Нормальное поступательное развитие экономики обеспечивается соответствием суммы цен совокупности созданных стоимостей, а несоответствия нарушают процесс воспроизводства. В частности, превышение суммы цен над суммой созданных стоимостей приводит к инфляции.

Стимулирующая функция заключается в том, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников воспроизводства и общества в целом. Это особенно важно для рыночной экономики, когда на первое место выдвигаются экономические методы управления. Стимулирование осуществляется по всем стадиям, направлениям, отраслям расширенного воспроизводства. Через систему цен стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, улучшение структуры потребления (производственного и непроизводственного), сокращение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств, сокращение времени обращения и т.п. Большую роль стимулирующая функция играет в решении социальных проблем, когда создаются благоприятные условия для потребления товаров первой необходимости. Особое место занимает активная роль цены в стимулировании снижения себестоимости и увеличения на этой базе прибыли. Вместе с тем ценой можно ограничивать производство морально устаревших товаров, товаров низкого качества и несоответствующего потребностям общества ассортимента.

Перераспределительная функция означает, что через систему цен перераспределяется вновь созданная стоимость (в денежном выражении — национальный доход). Механизм перераспределения заключается в том, что часть стоимости, созданная при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара. В результате цены одних товаров формируются ниже стоимости, а цены других — выше стоимости. На отклонение цен от стоимости влияют перераспределительные факторы: соотношение спроса и предложения, социальные, климатические и национальные факторы, фактор моды и престижности, новизны или морального старения изделия, политические факторы.

При расчете цены на предприятии используют метод прямого калькулирования и параметрические методы. Первый заключается в том, что цена определяется на основе определения затрат на производство единицы товара и возможного размера прибыли. Этот метод признан основным и применяется при определении любой цены. Параметрические методы основаны на выводе математической зависимости цены товара от его параметров. Цена определяется по соответствующей математической модели. Эти методы позволяют определить место данного товара в существующей на рынке системе цен аналогичных товаров. В зависимости от периода жизненного цикла товара различают следующие виды цен. На принципиально новые товары в зависимости от целей производителя это может быть цена «снятия сливок», цена внедрения на рынок, «психологическая цена», цена следования за лидером, цена, возмещения издержек производства, престижная цена. Иногда цена может сочетать в себе два или несколько видов (например, цена «снятия сливок» может быть и психологической).

На стадии зрелости формируются цены:

  • скользящие;
  • долговременные (стабильные);
  • потребительского сегмента рынка;
  • эластичные;
  • преимущественные;
  • цены на изделия, снятые с производства;
  • цены устанавливаемые на уровне, более низком, чем у большинства фирм на рынке;
  • договорные цены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + 6 =