Ступенчатая цена

Ступенчатая цена — цена на конкретную продукцию производственно-технического назначения серийного выпуска, последовательно снижающаяся по мере увеличения объема производства, сокращения издержек или морального старения изделия.

Ступенчатые цены — это ряд последовательно снижающихся цен, одновременно устанавливаемых на одно и то же изделие на период его серийного выпуска и помещенных в прейскуранте или в дополнении к нему с указанием даты введения каждой из них. Экономической основой определения этих цен является снижение себестоимости продукции по мере расширения ее производства и выпуска. Значение их состоит в том, что они заинтересовывают предприятия своевременно заменять устаревшую продукцию новой, технически прогрессивной и экономически эффективной, дают возможность учитывать при разработке планов предстоящие изменения оптовых цен.

Ступенчатые цены могут устанавливаться на отдельные типы новых машин, оборудования, приборов, принципиально новую технику, изделия, характеризующиеся быстрым моральным старением, значительным снижением затрат на производство или влиянием спроса и предложения, а также других объективных факторов. Ступенчатые цены устанавливаются в виде нескольких прейскурантных цен, которые постепенно вводятся в действие по прошествии определенных периодов времени.

Ступенчатые цены могут устанавливаться на новую продукцию. Они заранее предусматривают поэтапное снижение цен на разных периодах производства этой продукции. На этапе освоения новой продукции устанавливают повышенные цены (обеспечивающие повышенную прибыль изготовителю), которые последовательно снижают по мере роста объема и снижения издержек производства, расширения сфер применения и затем морального старения продукции. На последнем этапе предприятие получает пониженную прибыль, что должно стимулировать модернизацию продукции или снятие ее с производства.

И хотя ступенчатые цены являются действенным средством планомерного снижения цены и обновления продукции, они еще не получили широкого распространения. Некоторым недостатком в стимулирующем действии ступенчатых цен является то, что моральное старение продукции часто зависит не только от длительности периода ее производства, но и от выпуска новых, более эффективных видов продукции. Наиболее целесообразно применение ступенчатых цен на продукцию, характеризующуюся высокими темпами морального старения и резким снижением затрат на ее производство по мере его освоения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 2 =