Структура капитала компании

Структура капитала компании (Corporate Capital Structure) — соотношение составляющих капитала корпорации. Решения, направленные на изменение существующей структуры капитала компании, называют реструктуризацией капитала.

Различают понятия «финансовая структура» и «структура капитала». Понятие финансовой структуры имеет более широкое толкование и включает все источники финансирования корпорации, в т.ч. краткосрочные. При анализе структуры капитала речь идет только о собственных средствах и долгосрочном заемном капитале.

Структура капитала (capital structure; capital gearing) — один из важнейший показателей оценки финансового состояния предприятия, характеризующий соотношение суммы собственного и заемного используемого капитала. Этот показатель используется при определении уровня финансовой устойчивости предприятия, при управлении эффектом финансового левериджа, при расчете средневзвешенной стоимости капитала и в других случаях.

Оптимальной (целевой) называют такую структуру капитала компании, при которой достигается максимальная стоимость корпорации на финансовом рынке при минимальной цене капитала. Для определения оптимальной структуры капитала используют формулу средневзвешенной цены капитала (Weighted Average Cost of Capital), которая следует из моделей ММ.

Учредителями теории структуры капитала и авторами известной теоремы Модильяни-Миллера (теоремы ММ) и ее модификаций являются американские экономисты Ф. Модильяни и М. Миллер.

При обосновании данного подхода авторами были введены следующие ограничения:

  1. существование эффективного рынка капитала, которое предусматривает равные условия для всех субъектов;
  2. бесплатность информации и отсутствие трансакционных издержек;
  3. возможность привлечения средств корпорациями на основе эмиссии двух видов ценных бумаг: простых акций и облигаций (с безрисковой ставкой);
  4. отсутствие расходов, связанных с банкротством;
  5. возможность выравнивания стоимости капитала корпорации за счет перетока капитала;
  6. ожидаемые денежные потоки являются бессрочными аннуитетами, то есть рост доходов не предвидится;
  7. отсутствие налогов.

Теорема ММ-1. Стоимость капитала корпорации не зависит от структуры ее капитала и определяется нормой капитализации ожидаемого дохода в фирмах ее класса. Основные доказательства теоремы ММ-1: стоимость капитала фирм одного класса с одинаковой структурой капитала должна быть равноценна. Если соотношение стоимости нарушается, то возникает арбитражный процесс, который восстанавливает равновесие. Это означает, что инвестор покупает ценные бумаги корпораций с более высокой рыночной стоимостью и продает ценные бумаги корпораций, рыночная стоимость которых ниже. В результате осуществления арбитражных операций рыночная стоимость ценных бумаг корпораций данного класса выравнивается.

Теорема ММ-2. Стоимость капитала определяется тремя факторами: необходимой процентной ставкой прибыли на активы компании (pk), стоимостью долга корпорации (Dj) и коэффициентом долг / акционерный капитал (Dj / Sj). Таким образом, доходность обыкновенных акций компании, которая использует леверидж, является линейной функцией финансового рычага.

В теореме ММ-2 рассматривается не абстрактная фирма, а левериджированная, использующая выпуск облигаций для финансирования развития. В формализованном виде ожидаемый доход на акцию определяется по формуле:

ij = pk + (рк - r) * Dj / Sj,

где:
ij — ожидаемый доход на акцию;
pk — необходимый доход на капитал;
r — премия за финансовый риск;
Dj — долг корпорации;
Sj — акционерный капитал корпорации.

Теорема ММ-3. Минимальная доходность инвестиций в корпорацию не может быть ниже доходности собственного капитала корпорации. Теорема ММ-3 определяет свободу выбора источников финансирования корпорации. По мнению авторов теоремы, средние затраты на капитал являются уровнем капитализации нелевериджированного потока в данном классе фирм. В начале 1960-х годов американский экономист Г. Дональдсон выдвинул концепцию субординации, или последовательности источников формирования структуры капитала компании, которая заключается в том, что в процессе формирования структуры капитала следует придерживаться определенной последовательности использования тех или иных источников финансирования. Эта концепция известна как теория иерархии. Ее сущность раскрывается в соблюдении корпорацией в процессе формирования структуры капитала корпорации ряда правил, а именно:

  1. корпорация, прежде всего, должна использовать внутренние источники финансирования — нераспределенную прибыль и амортизацию;
  2. определяя долю дивидендов в чистой прибыли, корпорация должна учитывать свои инвестиционные планы и будущие денежные потоки;
  3. в краткосрочном периоде есть определенные ограничения по корректировке размера дивидендных выплат со стороны общего собрания акционеров;
  4. для расширения инвестирования корпорация в зависимости от реальных денежных потоков может создавать дополнительные внутренние фонды (например, так называемый «финансовый заслон» в виде ценных бумаг, которые могут быть быстро реализованы) или реализовать устаревшие реальные активы;
  5. внешние источники финансирования корпорация может использовать только при отсутствии возможностей увеличения внутренних источников;
  6. последовательность использования внешних источников должна быть такой:
    1. банковские ссуды;
    2. выпуск долговых инструментов;
    3. выпуск акций;
  7. осторожное отношение к выпуску акций обусловлено рядом причин, а именно:
    • возможным снижением цены акций;
    • появлением агрессивных акционеров;
    • превышением расходов, связанных с размещением акций по сравнению с размещением облигаций.

Вопросы структуры капитала корпорации нашли отражение в научных трудах Стюарта Майерса — теория асимметричной информации; Джеймса А. Миррлея, Уильяма Викрея — фундаментальная теория мотивации в условиях асимметричной информации; Джорджа А. Акерлофа, Михаэла А. Спенса, Джозефа Э. Стиглица — анализ рынков в условиях асимметричной информации.

Согласно теории асимметричной информации, информационное поле влияет на принятие финансовых решений, а цена ценных бумаг зависит от доступной инвесторам информации о финансовом состоянии компании. При этом полнота и качество информации о финансовом состоянии компании, которой владеют менеджеры и инвесторы, может существенно отличаться.

Вследствие существования асимметричности информации корпорации отдают предпочтение сохранению определенного резервного ссудного потенциала, который предусматривает недостижение критического уровня финансового левериджа. Это обусловливает формирование такой структуры источников финансирования, которое позволяет в случае необходимости привлекать заемные средства на достаточно выгодных условиях.

(См. Стоимость банка, Стоимость капитала).

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × два =