стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент

Что такое стратегический менеджмент?

Стратегический менеджмент (Strategic Management) — управленческая деятельность, связанная с постановкой долгосрочных целей и задач функционирования компании с поддержанием взаимоотношений между ней и окружающей средой, которые позволяют ей достичь своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют и в дальнейшем воспринимать внешние требования. С ростом уровня нестабильности условий внешней среды повышается потребность в ориентации на стратегическое управление.

Стратегический менеджмент — это формулирование и реализация основных целей и инициатив, принимаемых руководством компании от имени ее владельцев на основе анализа ресурсов и оценки внутренней и внешней среды, в которой функционирует организация.

Стратегический менеджмент обеспечивает общее управление предприятием и включает определение целей организации, разработку политики и планов, направленных на достижение этих целей, а также последующее распределение ресурсов для реализации этих планов. Теоретики и практики в сфере менеджмента разработали множество моделей и методов, содействующих принятию стратегических решений в условиях сложной конкурентной среды. Стратегический менеджмент не является статическим по своей природе; модели часто включают в себя цикл обратной связи с целью контроля достигнутых результатов и информировании о следующем этапе планирования.

Майкл Портер определяет три принципа, лежащие в основе стратегии:

  1. создание «уникальной и ценной (рыночной) позиции»;
  2. создание компромиссов путем выбора «чего не делать»;
  3. создание «подгонки» путем согласования действий компании друг с другом для поддержки выбранной стратегии.

Корпоративная стратегия включает ответ на ключевой вопрос с точки зрения портфеля: «В каком бизнесе мы должны быть»? Бизнес-стратегия включает в себя ответ на вопрос: «Как мы будем конкурировать в этом бизнесе»?  В теории и практике управления часто проводится различие между стратегическим управлением и оперативным управлением. Оперативное управление связано в первую очередь с повышением эффективности и контролем затрат в пределах, установленных стратегией организации.

С формальной точки зрения, стратегический менеджмент (или стратегическое управление) – это обоснование и выбор перспективных целей развития компании и повышения ее конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Можно также сказать, что стратегическое управление – это такое управление компанией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет компании выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление включает связанные концепции стратегического планирования и стратегического мышления. Стратегическое планирование носит аналитический характер и относится к формализованным процедурам для получения аналитических данных, используемых в качестве основы для стратегического мышления, которое синтезирует данные, приводящие к стратегии. Стратегическое планирование также может ссылаться на механизмы контроля, используемые для реализации стратегии после ее определения. Другими словами, стратегическое планирование происходит вокруг стратегического мышления или принятия стратегии.

История

Термин «стратегический менеджмент» был введен в научный оборот на стыке 60-70-х гг. Бытует мнение, что стратегическое управление было призвано отразить отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость такого выделения была вызвана, в первую очередь, изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому менеджменту от оперативного менеджмента, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызовы внешней среды.

Основоположники теории стратегического менеджмента И. Ансофф, М. Портер, Дж. Пирс, Р. Робертсон, Дж. Хиггенс определяют стратегическое управление как деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей организации на основе долговременного удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Такие изменения могут повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотра целей и корректировку общего направления развития. Соответственно, стратегический менеджмент — это сочетание двух взаимодополняющих подсистем: стратегического планирования и оперативного управления в реальном масштабе времени.

Стратегический менеджмент включает в себя действия, связанные с реализацией стратегии организации, а также оценкой вариантов ее реализации, контролем выполнения стратегических планов: программ и проектов. Реализация стратегии — это ключевая часть стратегического управления. Стратегия инновационного развития является составной частью общей стратегии организации и реализуется методами стратегического менеджмента.

Создано десять существенно отличных систем знаний о стратегическом управлении, носящих названия «Школы стратегического менеджмента»:

  1. Школа дизайна — формирование стратегии как процесс осмысления.
  2. Школа планирования — формирование стратегии как формальный процесс.
  3. Школа позиционирования — формирование стратегии как аналитический процесс.
  4. Школа предпринимательства — формирование стратегии как процесс предвидения.
  5. Когнитивная школа — формирование стратегии как ментальный процесс.
  6. Школа обучения — формирование стратегии как развивающийся процесс.
  7. Школа власти — формирование стратегии как процесс ведения переговоров.
  8. Школа культуры — формирование стратегии как коллективный процесс.
  9. Школа внешней среды — формирование стратегии как реактивный процесс.
  10. Школа конфигурации — формирование стратегии как процесс трансформации.

Содержание стратегического менеджмента

Содержанием стратегического менеджмента являются:

  • определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
  • анализ внешней среды фирмы;
  • анализ ее внутренней обстановки;
  • выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования фирмы;
  • анализ портфеля (для диверсифицированной фирмы);
  • проектирование ее организационной структуры;
  • выбор степени интеграции и систем управления;
  • управление комплексом » стратегия — структура — контроль»;
  • определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
  • обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
  • совершенствование стратегии, структуры, управления.

Основные этапы стратегического менеджмента

Основными этапами стратегического менеджмента являюся:

  • определение сферы бизнеса и разработка назначения организации;
  • трансформация назначения в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности;
  • определение стратегии достижения целей деятельности;
  • разработка и реализация стратегии;
  • оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Способность к стратегическому менеджменту предусматривает:

  1. моделирование ситуации;
  2. выявление необходимости изменений;
  3. разработку стратегии изменений;
  4. использования надежных методов;
  5. воплощение стратегии в жизнь.

Формулирование стратегии

Формулирование стратегии предполагает анализ среды, в которой функционирует организация, а затем принятие ряда стратегических решений о том, как компания будет конкурировать. Формулировка заканчивается целым рядом задач или целей и мер для их достижения организацией. Анализ среды включает в себя три основных компонента:

  1. Удаленная внешняя среда, включая политическую, экономическую, социальную, технологическую, правовую и экологическую обстановку.
  2. Отраслевая среда, такая как конкурентное поведение соперничающих компаний, способность вести торговые отношения с покупателями/клиентами и поставщиками, угрозы от новых участников в отрасли и способность покупателей заменять продукты.
  3. Внутренняя среда в отношении сильных и слабых сторон ресурсов организации (т.е. ее персонала, процессов и ИТ-систем).

Стратегические решения основаны на понимании результатов оценки среды и являются ответами на стратегические вопросы о том, как организация будет конкурировать, например:

  • Что такое бизнес организации?
  • Кто является целевым клиентом для продуктов и услуг организации?
  • Где клиенты и как они покупают? Что считается «ценностью» для клиента?
  • Какие предприятия, продукты и услуги должны быть включены или исключены из портфеля предложений?
  • Каков географический охват бизнеса?
  • Что отличает компанию от конкурентов в глазах клиентов и других заинтересованных сторон?
  • Какие навыки и возможности следует развивать внутри фирмы?
  • Каковы важные возможности и риски для организации?
  • Как компания может развиваться как на основе своего базового бизнеса, так и на основе нового бизнеса?
  • Как фирма может повысить ценность для инвесторов?

Ответы на эти и многие другие стратегические вопросы приводят к стратегии организации и ряду конкретных краткосрочных и долгосрочных целей или задач и соответствующих мер.

(См. Миссия банка, Стратегия).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + 14 =