Совокупное предложение

Совокупное предложение (aggregate supply, AS) – общее количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое может быть произведено и предложено к продаже в стране в соответствии со сложившимся уровнем цен.

Кейнс считал совокупный спрос (aggregate demand) краеугольным камнем макроэкономики; однако в 1970-х гг. многие экономисты поставили под сомнение определяющую роль совокупного спроса в развитии экономики, предложив вместо этого государству делать упор на создание условий, стимулирующих предложение товаров и услуг. Практическим воплощением такой политики стали дерегулирование (deregulation), поощрение конкуренции (competition) и устранение ограничений на рынке труда.

Совокупное предложение (так  же: агрегированное предложение) — в макроэкономике, общее количество благ (в денежном выражении), которые могут быть представлены для продажи при данной структуре цен. Это все товары и услуги, производимые в рассматриваемый период времени в стране, плюс импортируемые извне. Таким образом, совокупное предложение (с некоторыми оговорками, касающимися различий в методиках счета), численно равно валовому национальному продукту или национальному доходу за тот же период времени.

Графически совокупное предложение описывается с помощью кривой, имеющей положительный наклон. Изменения в совокупном предложении отражаются в сдвиге кривой (вправо – увеличение, влево – уменьшение) и происходят под влиянием так называемых неценовых факторов (изменения в технологии, налоговой политике, структуре рынка, уровне производительности труда, правовых нормах и др.).

Совокупное предложениеВ нормальных условиях, когда загрузка производственных мощностей близка к полной, выпуск каждой дополнительной единицы продукции требует дополнительных затрат (в первую очередь затрат на заработную плату). Чтобы побудить к этому производителя, надо предложить ему повышенную цену. Поэтому, как и кривая индивидуального предложения, кривая совокупного предложения имеет положительный наклон. С другой стороны, потребитель заинтересован в возможно более низкой цене. Взаимодействие этих интересов формирует рыночный механизм. Пересечение кривых совокупного предложения и совокупного спроса определяет точку рыночного равновесия: равновесный уровень цен и равновесный объем производства.

Сказанное относится к краткосрочному совокупному предложению. В случае же рассмотрения долгосрочного совокупного предложения в стране, его кривая представляет собой вертикаль: предложение устанавливается на уровне возможностей, которые дает полная занятость.

Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства.

Конечно, факт снижения издержек производства на единицу производимой продукции для объяснения изменений в росте производства не вызывает сомнений. Однако за этим фактом скрывается огромная творческая работа на самых различных уровнях экономической жизни страны. Снижение издержек возможно только при росте общественной производительности труда, что в свою очередь предполагает использование более совершенной технологии производства, организации и управления бизнесом, существование рациональной отраслевой производственной структуры, гармоничное взаимодействие производственной и внепроизводственной сфер деятельности, стабильное социально-экономическое положение в стране.

Совокупное предложение может быть увеличено путем повышения производительности (productivity) за счет наращивания объема производительного оборудования или повышения квалификации рабочей силы. Будет ли фактический объем производства равен совокупному предложению – это зависит от двух условий. Во-первых, должен существовать совокупный спрос, соответствующий предложению: если достаточный спрос отсутствует, объем выпуска ограничивается величиной спроса. Во-вторых, должно существовать предложение рабочей силы, достаточное для удовлетворения спроса фирм на нее: если реальная заработная плата (real wages) низка, то совокупное предложение фирм может потребовать больше рабочей силы, чем предлагается на рынке труда при данном уровне заработной платы, в результате чего объем выпуска ограничивается нехваткой рабочей силы. К экономике, где отсутствует совершенная конкуренция между фирмами, концепция совокупного предложения вряд ли применима.

Анализ совокупного предложения в его взаимосвязи с совокупным спросом позволяет объяснять и прогнозировать функционирование и тенденции развития рыночной экономики, а также строить рекомендации по экономической политике государств. Например, для увеличения совокупного предложения государства предпринимают такие меры, как снижение налогообложения товаропроизводителей, поддержка новых и некоторых иных производств, а также научно-технических и проектно-конструкторских работ и т.п. Во всех этих случаях особое внимание уделяется увеличению численности рабочих мест.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − 6 =