Социальное страхование

Социальное страхование (social insurance) — форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Социальное страхование — система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами.

Социальное страхование — система денежных пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Особенность социального страхования — финансирование из специализированных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Но в отличие от частного страхования в социальном страховании принцип эквивалентности сочетается с принципом объединения рисков и коллективной солидарности.

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы:

  • традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи);
  • совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги) и социального страхования.

Социальное страхование имеет две формы: обязательную и добровольную. Соотношение этих форм различно для разных стран и этапов развития страхования. Обязательное социальное страхование — разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. Здесь реализуется принцип неполного самофинансирования.

В случае дефицита бюджета данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования. Это обстоятельство в отечественной практике зачастую становится поводом для попыток консолидации фондов обязательного социального страхования в государственный бюджет.

Выделяют два вида социального страхования: обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование. Обязательное общее страхование распространяется на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору или контракту. Обязательное профессиональное страхование распространяется на лиц, занятых на работах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными и не благоприятными условиями труда. Уровень страховых взносов при обязательном профессиональном страховании выше, чем при обязательном общем страховании, и соответственно выше уровень материального обеспечения.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета). Его отличительные черты — демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Недостаточный уровень государственных гарантий в системе обязательного социального страхования и невысокий уровень доходов страхователей благоприятствует тому, что фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива, а как дополнение к обязательному страхованию. Взаимное дополнение этих фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

На ранних этапах становления рыночной экономики преобладала функция социального вспомоществования. Последняя возникла в позднем средневековье в Англии, когда в 1601 г. Королева Елизавета I приняла Закон о бедности (впоследствии во многих странах континентальной Европы, в том числе в России, а позднее и в других странах социальное законодательство воспроизводило многие положения этого закона). Важнейшим моментом, закона о бедности была классификация малообеспеченных граждан на основе проверки нуждаемости и проведения четкой границы между заслуживающими социальную поддержку и не имеющими права на нее. Децентрализация социальной помощи бедным на низовом уровне церковных приходов позволяла легко выявлять категории нуждающихся и
обеспечивать адресность данной помощи. Церковь обеспечивала преемственность новой формы социальной защиты населения и существовавшей ранее религиозной благотворительности, основанной на принципе христианского равенства и универсальности помощи.

С развитием рыночных отношений, урбанизации и усилением мобильности населения социальная помощь на основе институтов церкви стала перемещаться к гражданским структурам. При этом гражданские службы столкнулись с серьезной проблемой обеспечения адресности и проверки нуждаемости населения в социальной помощи. Расширение деятельности и числа государственных структур социальной поддержки населения вело к ее бюрократизации, механизм проверки нуждаемости малообеспеченных граждан приобрел печать унижения человеческого достоинства. Указанные недостатки государственной системы вспомоществования сохраняются и в современной рыночной экономике.

На ранних этапах капиталистического общества система социальной помощи, не способная решить проблему бедности, одновременно порождала иждивенчество в среде трудящихся, снижала стимулы к труду и создавала трудности для предпринимателей в найме рабочей силы. Идеология нового класса постепенно формировала общественное мнение в пользу ограничения масштабов социального вспомоществования малообеспеченным. В противовес делалась ставка на организацию самопомощи работников с использованием института семьи и на добровольно-религиозную благотворительность. Таким образом, был взят курс на минимизацию государственной социальной помощи нуждающимся. Ответной реакцией общества явилось возникновение добровольных коллективных форм страхования жизненных рисков на корпоративных началах. Корпоративное страхование получило развитую форму с введением государственных гарантий его существования. Впервые эта форма социального страхования была законодательно конституирована в Германии в конце XIX в. Инициатива ее введения принадлежала аристократии и государственным чиновникам, заинтересованным в сохранении корпоративных привилегий.

В 1-й половине XX в. в условиях кризиса модели капитализма свободной конкуренции сформировалась новая форма социальной защиты населения, которая базируется на обязательности обеспечения населения социально значимыми услугами. Основой новой системы социальной защиты населения являются государственные социальные гарантии удовлетворения наиболее значимых для человека и всего общества потребностей. В западной социально-экономической литературе наивысший уровень новой системы социальной защиты, обеспечивающий ее универсальность и всеобщую доступность населению, получил название «социальной безопасности». В СССР в 20-е гг. данное понятие нашло отражение в термине «социальное обеспечение».

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − шестнадцать =