Система оценки риска (Risk Assessment System) — система положений, процедур и правил, на которых основывается определение количества риска, качества управления им, уровня беспокойства надзора (измеряется как совокупный риск) и направления изменения риска.
Система оценки риска позволяет в последовательный способ измерять риски и определять, какие надзорные процедуры необходимо предпринять. Система оценки риска включает перечень факторов оценки, которые работники надзора учитывают при определении оценок. Эти факторы являются рекомендованными критериям проведения оценки рисков. В случае необходимости работники надзора могут расширить этот перечень, увеличивая количество факторов оценки.
Система оценки риска должна отражать как настоящие, так и потенциальные параметры риска банка. На ней основывается стратегия и действия органов банковского надзора. Она также создает основу для обсуждения состояния банка с его руководителями и членами наблюдательного совета, помогает обеспечить более эффективную работу органов банковского надзора.
Работники надзора должны обсудить выводы, сделанные на основании системы оценки риска, с руководством банка и наблюдательным советом. Руководство банка может помочь разъяснить или изменить выводы работников надзора. Хотя Национальный банк не требует, чтобы банки внедряли подобный процесс, работники надзора должны квалифицированно и результативно обосновывать свои решения по системе оценки риска перед заинтересованными сторонами для обеспечения эффективного надзора. Такой обмен информацией позволяет Национальному банку и руководству банка достичь общего понимания рисков, сосредоточиться на сильных и слабых сторонах управления рисками и обеспечить реализацию планов надзора в будущем.
Национальный банк определил систему для оценки каждой категории риска. Для шести категорий риска — кредитного риска, риска ликвидности, риска изменения процентной ставки, рыночного риска, валютного риска и операционно-технологического риска — работники надзора оценивают количество риска, качество управления рисками, совокупный риск и направление риска. Для эффективного использования системы оценки риска работники надзора должны учитывать как текущее состояние банка, так и факторы, которые могут указывать на рост рисков.
Согласно системе оценки риска существует четыре основных компонента определения параметров риска банка:
- количество риска, то есть уровень или объем риска, которому подвергается банк, которое характеризуется как незначительное, умеренное или значительное;
- качество управления риском, то есть насколько хорошо осуществляется выявление, измерение, контроль и мониторинг рисков. Характеризуется как высокое, нуждающееся в совершенствовании или низкое;
- совокупный риск, то есть обобщенный вывод, который отражает уровень беспокойства органов надзора, учитывая как количество риска, так и качество управления рисками, с учетом относительного значения каждого из этих аспектов. Совокупный риск оценивается как высокий, умеренный или низкий по каждому из девяти видов риска. Смягчающие факторы (хеджирование) могут повлиять на оценку совокупного риска. Оценка совокупного риска определяет стратегию надзора, то есть какие конкретные меры в этом банке будут приняты банковским надзором Национального банка и какие ресурсы для этого выделены;
- направление риска, то есть вероятное изменение совокупного уровня риска в течение последующих 12 месяцев. Характеризуется как растущее, стабильное или уменьшающееся. Направление риска влияет на стратегию надзора, в частности на то, какие дополнительные надзорные меры могут быть приняты. Если направление риска уменьшающееся, это указывает на то, что на основе имеющейся информации в течение последующих 12 месяцев можно ожидать уменьшения совокупного риска. Стабильное направление указывает на то, что совокупный риск, вероятно, останется неизменным. Если направление риска растущее, это свидетельствует о том, что, как ожидается, совокупный риск через 12 месяцев увеличится.
Количество риска и качество управления риском оцениваются независимо друг от друга. Кроме того, значительный размер капитала или высокие показатели финансовой деятельности не должны рассматриваться как смягчающие факторы для неадекватной системы управления рисками. Количество риска просто отражает уровень риска, который банк берет на себя в процессе осуществления своей деятельности, а хорошо это или плохо — зависит от того, обеспечивают ли системы управления рисками банка выявление, измерение, мониторинг и контроль этого количества риска.
Стратегический риск, риск репутации и юридический риск влияют на капитал и поступления банка, но их трудно точно измерить количественно. Поэтому по этим рисками оцениваются только совокупный риск и направление риска. Характеристики совокупного риска и направления риска те же, что и для других рисков.
По системе оценки риска органы надзора осуществляют оценку рисков в конце каждого цикла надзора (как правило, 12 месяцев). Такая оценка может уточняться в любое время, когда органам надзора становится известно об изменениях параметров рисков на промежуточных этапах. Проводя оценку рисков с применением системы оценки риска, органы надзора определяют уровень беспокойства (совокупный риск) и направление риска для каждой категории риска. Соответствующие выводы органов надзора определяют, какие надзорные мероприятия будут использоваться, например плановая инспекционная проверка, внеплановая инспекционная проверка, меры дистанционного надзора и тому подобное.
Применение методики и критериев управления рисками на основе системы оценки риска позволяет органам надзора определить, какая именно программа надзорных действий должна быть разработана для каждого конкретного банка. Целью банковского надзора является обеспечение эффективного надзора за каждым банком при условии как можно меньшего вмешательства в его работу, соответствующую интересам как банка, так и его вкладчиков и других кредиторов.