Система «клиент-банк»

Система «клиент-банк» (Client-Bank Interface) — программно-технический комплекс, созданный с целью оперативного ведения клиентом своих счетов в банке и обмена технологической информацией.

Система «клиент-банк» — форма банковского обслуживания клиентов, основанная на использовании информационных технологий, обеспечивающих клиентам возможность дистанционного получения финансовой информации и управления банковскими счетами (remote banking).

Система «клиент-банк» возникла в начале 80-х гг. вследствие обострения конкурентной борьбы западно-европейских банков и вскоре широко распространилась в США и других странах под названием «банковское обслуживание на дому» (home banking).

Система «клиент-банк» соединяет персональный компьютер клиента (установленный дома или в офисе) с мощным банковским компьютером (сервером) или хост-узлом. В результате банковские операции (кроме операций с наличными) могут осуществляться ежедневно и круглосуточно. Пользование системой позволяет клиенту управлять текущим счетом, вкладом, расчетами с бюджетом, счетами платежей и сбережений. В режиме удаленного доступа клиент может получить баланс счета на текущий день, отчет о движении средств за определенный период, перечислять средства со счета на счет, оплачивать (в т.ч. авансом) услуги различных компаний (например, карточных платежных систем), выполнять операции с ценными бумагами.

Система «клиент-банк» является составляющей программ автоматизации банковской деятельности и источником поступления расчетных документов в систему электронных платежей Национального банка или внутренней платежной системы. Система состоит из двух программных комплексов: клиентского, который размещен у клиента, и банковского, который размещен в банке, является составной частью системы автоматизации банка и должен обеспечивать непрерывную защиту электронных расчетных документов клиента при их обработке в этой системе. Юридическим основанием для работы клиента с помощью системы «клиент-банк» и обработки его электронных документов банком является договор между ним и банком, в котором определены права, обязанности и ответственность сторон.

Использование системы «клиент-банк» позволяет осуществлять:

  1. введение, корректировку и печать клиентом расчетных документов;
  2. непрерывную защиту от модификации электронных документов клиента с момента их формирования в электронном виде до момента обработки операционистом банковского учреждения;
  3. доставку документов клиента в банк по телекоммуникационным каналам в зашифрованном виде с помощью сертифицированных средств защиты;
  4. получение из банка полной информации о состоянии счета (выписки со счета, текущие оперативные остатки на счете и другую информацию, которую предоставляет банк);
  5. ведение баз данных расчетных документов, которые обрабатывались с помощью системы «клиент-банк», и состояния счета клиента на основе информации, предоставляемой банковским учреждением в течение дня;
  6. выполнение автоматического заверения о состоянии счета клиента и о состоянии обработки расчетных документов и тому подобное.

Система «клиент-банк» позволяет вести такие расчетные документы, как платежные поручения, платежные требования-поручения, а также использовать платежные карты. Платежное извещение клиента банка для расчетов в электронных системах типа «клиент-банк» осуществляется на основании электронного расчетного документа, который содержит установленные реквизиты и информацию о перечислении средств клиента. При использовании системы «клиент-банк» клиент должен выполнять все требования банка относительно безопасности обработки электронных расчетных документов.

(См. Банковские операции, Платежная система).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 8 =