Рынок

Рынок (market) – основная форма организации общественного хозяйства в условиях товарного производства, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением, распределение ресурсов в интересах его участников – собственников этих ресурсов. Поскольку участники рынка стремятся к наращиванию своего богатства, то, соответственно, производители добиваются прибыли (как минимум, возмещения понесенных затрат), а потребители – удовлетворения своих потребностей (в рамках платежеспособного спроса), т.е. максимизации полезности. При этом участники рынка действуют на основе свободного выбора, взаимного соглашения об условиях сделок, максимально возможной информации и конкурентности.

Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Субъекты взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства.

В реальной экономике рынок взаимодействует, с одной стороны, с натуральным хозяйством, а с другой – с экономической деятельностью государства, обычно устанавливающим «правила игры» на рынке и в той или иной степени регулирующим его функционирование.

Главный объект исследования и экономико-математического моделирования рынка – закономерности формирования рыночного равновесия, а в связи с этим – процессы ценообразования в результате взаимодействия спроса и предложения, процессы конкуренции, вхождения новых участников (поставщиков и потребителей) в рынок и выбывания из него потерпевших поражение в конкурентной борьбе.

В функционировании рынка решающую роль играют цены. Они выполняют информационную и регулирующую функции, функцию разделения благ, предлагаемых на рынке, и благ, которые распределяются вне его (например, объектов государственного заказа, благ из общественных фондов потребления). (См. также Совокупное предложение и Совокупный спрос).

Взаимодействие спроса и предложения одного отдельно взятого продукта (обычно также принимаются во внимание взаимозаменяемые продукты) рассматривается как рынок данного продукта (товара, услуги). Различают рынок труда, капиталов, ценных бумаг, валютный, финансовый и др.

Выделяют основные виды рынков:

  • по уровню насыщения рынка: равновесный, дефицитный, избыточный рынок;
  • по характеру продаж – оптовые и розничные рынки;
  • по соответствию действующему законодательству – легальный и нелегальный рынок;
  • по организационным признакам – организованный и неорганизованный;
  • по степени открытости – открытый, ограниченный, закрытый;
  • по территориальному признаку: местные, региональные, национальные рынки и мировой рынок.

В экономической литературе рассматриваются два агрегата:

  1. рынок товаров и услуг, производимых фирмами (товарные рынки);
  2. рынок труда, сырья и других факторов производства, используемых ими (факторные рынки).

Совокупность всех рынков, различаемых по разным критериям, образует систему рынков (рынок в обобщенном смысле). Рассматриваемый в теории, но никогда не достижимый на практике, идеальный или совершенный рынок требует соблюдения по меньшей мере 5 условий:

  1. атомистичность рынка (в нем должно участвовать огромное число независимых продавцов и покупателей (фирм и индивидов); только при этом условии ни один из них не будет достаточно силен, чтобы воздействовать на функционирование рынка);
  2. однородность продукции (если продукты одинаковы, у покупателя нет объективных причин для предпочтения товара одного продавца товару другого, кроме цены);
  3. свобода вхождения в рынок любого производителя и любого покупателя;
  4. «прозрачность» рынка (полная осведомленность участников о происходящих на рынке событиях, отсутствие сговора между продавцами);
  5. мобильность факторов производства (в частности, взаимозаменяемость труда и капитала).

На практике отступление от перечисленных условий приводит к формированию разных типов рынков, классификация которых приведена в таблице.

Рынок и его типы в зависимости от спроса и предолжения

См. Монополия, Олигополия, Дуополия, Монопсония, Конкуренция.

Перечисленные требования не выполнимы в современных условиях. Например, «атомистичность» вряд ли возможна при мощном развитии концентрации производства, «свобода вхождения в рынок» резко осложняется достигнутым уровнем массовости производства и его капиталоемкостью. Вместе с тем любой реально функционирующий рынок, несмотря на очевидные отклонения от приведенной идеальной схемы, характеризуется действием более или менее эффективного рыночного механизма. Это означает, что в целом:

  • цены изменяются под воздействием соотношения спроса и предложения;
  • распределение ресурсов и объемы производства в целом ориентируются на цены, как на сигналы информации о состоянии рынка и тенденциях его развития;
  • для экономики в целом характерна тенденция к оптимальной структуре производства и распределения благ.

Хотя наряду со странами рыночной экономики еще существуют государства, где сохраняется антипод рынка – плановая система управления экономикой, исторический опыт показал, что по крайней мере на обозримое будущее альтернативы рынку нет.

Условия возникновения рынка:

  1. общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью. В результате работник определенного вида труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда;
  2. специализация. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации:
    • предметную (автомобильные, тракторные заводы);
    • подетальную (завод шарикоподшипников);
    • технологическую (прядильная фабрика);
  3. ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок;
  4. экономическая обособленность товаропроизводителей. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Правовым режимом состояния экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в акции и другие ценные бумаги.

К функциям рынка относятся:

  • информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  • посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  • ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
  • регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
  • стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
  • координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;
  • санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реорганизации.