Рынок корпоративного контроля

Рынок корпоративного контроля (market for corporate control) – операции на фондовом рынке по покупкам и продажам крупных пакетов акций, в результате которых происходит смена владельцев акционерных компаний.

Обращение прав собственности на рынке корпоративного контроля осуществляется в рамках следующих институциональных форм:

Термин рынок корпоративного контроля ввел в 1965 г. американский экономист Г. Манне, который, анализируя проблему повышения эффективности корпоративного сектора национальной экономики США, предположил существование прямой связи между эффективностью управления корпорацией и рыночной стоимостью ее акций. Тогда цена акций какой-либо корпорации ниже средней по сектору рынка будет сигнализировать участникам рынка о неэффективности управления ею, слабости менеджмента, недооцененности активов. Такая корпорация может стать целью (target) для эффективно работающей команды менеджеров другой корпорации, рассчитывающей в результате выгодного приобретения ее путем слияния или поглощения (mergers & acquisitions) увеличить активы своей корпорации (эффект синергии).

Рынок корпоративного контроля выполняет две главные задачи:

  1. Изменение владельческого контроля — смена собственников акционерного общества, позволяющая в той или иной степени изменять (влиять на) его менеджмент, политику на рынке и юридический статус.
  2. Изменение рыночного статуса — изменение места корпоративного покупателя на рынке, которое обусловливается приобретением им владельческого контроля над акционерным капиталом или капиталом других участников рынка (посредством слияний и поглощений).

Сделки на рынке корпоративного контроля охватывают не только интеграционные процессы (слияния и поглощения), но и куплю-продажу бизнеса, которая проявляется в стратегии выхода из бизнеса. Трансформация корпоративного контроля путем стратегии выхода из бизнеса чаще всего сопровождается реструктуризацией компании и связана с дивестициями (реализация части или всех активов или бизнес-единиц предприятия).

Таким образом, на рынке корпоративного контроля совершаются также и операции по ликвидации актива (divestiture) – сегмента бизнеса, который либо неэффективно управляется, либо перестает быть интересен компании из-за переориентации на другие сферы бизнеса, либо по оценкам менеджмента и акционеров не дает должной отдачи на вложенные в его поддержание и развитие средства (на эти операции в США приходится более 1/3 всех сделок на рынке корпоративного контроля).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × четыре =