Риски в процессе надзора на консолидированной основе

Риски в процессе надзора на консолидированной основе (Risks Surfacing in Consolidated Bank Supervision) — специфические риски, связанные с деятельностью банка как составляющей группы компаний, подлежащих надзору на консолидированной основе. Выявление и управление такими рисками осуществляется с целью улучшения защиты вкладчиков и обеспечения общей оценки рисков группы. К таким рискам относятся:

  1. Цепная реакция. Основной риск, на который прежде всего обращают внимание надзорные органы, заключается в цепной реакции (эффект «заражения»). Такая реакция может возникнуть на двух уровнях — в пределах группы и в пределах банковского сектора. Такие риски могут возникать в результате систематического стресса, например, дефолта по государственным долгам, то есть за пределами конкретного банка или банковской группы. Однако чаще всего источником цепной реакции является проблема с одним банком, обусловленная нестабильностью в группе, к которой он принадлежит. Это может привести к ослаблению уверенности, которая передается на другие банки и приводит к тому, что вкладчики забирают свои средства из других банков. В рамках группы цепная реакция может возникать тогда, когда финансовые или репутационные проблемы, возникшие у одного члена группы, ставят под угрозу финансовую стабильность группы в целом. Причиной может быть низкое качество кредитования в банке, в частности, менее строгая кредитная политика при кредитовании связанных сторон. Прямая цепная реакция может возникать в результате договорных соглашений между банком и другими членами группы относительно владения капиталом, займами, гарантиями и перекрестной неплатежеспособности. Косвенный цепной эффект может возникать при ассоциировании банка с другими членами группы (например, общее название). Иногда обстоятельства, возникающие в связи с такой ассоциацией, вызывает проблему ликвидности, в результате чего банк атакуют его вкладчики. Однако, организация банком защитных мер может иметь ограниченный эффект в ситуации, когда проблема возникла в другой части группы, в результате чего вкладчики изымают свои средства со счетов. При таких обстоятельствах лучшим способом может стать обращение к акционерам группы с целью финансовой поддержки банка, даже если юридически они не обязаны этого делать.
  2. Отсутствие прозрачности. Обеспечение прозрачности юридической и управленческой структур является залогом установления финансовой ответственности за пруденциальное поведение. Для большой группы, занимающейся различными видами деятельности, существует угроза того, что матричная структура управления может размыть индивидуальную ответственность руководителей. Отсутствие прозрачности юридической структуры и структуры управления способствует невидимости настоящего масштаба операций и настоящих владельцев. В свою очередь, такая ситуация усложняет правильное определение и оценку крупных рисков. Когда несколько бизнесов в группе обеспечивают финансовыми ресурсами других членов группы, надзорные органы должны оценить совокупные кредитные риски для каждого конкретного контрагента по отношению к общему размеру капитала группы. Для осуществления эффективного надзора на консолидированной основе регуляторный орган должен иметь право доступа к любой информации. Законные полномочия могут не распространяться на деятельность, которая регулируется другими национальными надзорными органами. Надзорные органы должны иметь в виду, что национальные юридически закрепленные полномочия могут не действовать в иностранных юрисдикциях. Поэтому перед тем, как разрешить банкам осуществлять операции за рубежом, надзорные органы должны определить, не будет ли препятствий в получении информации.
  3. Конфликт интересов. Во избежание конфликта интересов надзорные органы обязаны проверять насколько тесно интересы вкладчиков и клиентов банка подчинены интересам группы. Превентивные меры могут включать создание таких внутренних структур и систем контроля, которые бы обеспечили отдельное управление каждого бизнеса в группе и конфиденциальность банковской информации о клиенте. Кроме того, должны быть разработаны процедуры идентификации и решения ситуаций по конфликту интересов, повышенны требования к раскрытию информации, внедрены кодексы поведения и тому подобное. Коммерческие рычаги для избежания конфликта интересов заключаются в развитии конкуренции и усилении ответственности за свою репутацию.
  4. Злоупотребление экономическими полномочиями. С целью предотвращения злоупотреблений экономическими полномочиями надзорные органы должны убедиться, что руководство группы имеет такой же разумный подход к управлению любым банком, как и в группе.
  5. Использование различий в нормативной базе различных юрисдикций в свою пользу. Когда консолидированный надзор за членами группы осуществляется различными регуляторами в различных режимах или при наличии нерегулируемых сторон в группе со смешанной деятельностью, возникает риск двойного учета регулятивного капитала. Надзорные органы должны использовать все возможные инструменты для предотвращения таких ситуаций.

(См. Консолидированный надзор, Риски банковской деятельности).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × четыре =