Рейтинговые агентства

Рейтинговые агентства – организации, специализирующиеся на оценке кредитоспособности эмитентов и инвестиционном качестве эмитируемых ценных бумаг. По результатам своих исследований рейтинговые агентства присваивают кредитные рейтинги.

Рейтинговые агентства (rating agencies) – международные и национальные аналитические службы, составляющие интегральные индексы риска экономических субъектов по степени надежности в качестве заемщиков. Рейтинговые агентства оценивают надежность разного рода долговых обязательств и составляют кредитные рейтинги (рейтинги платежеспособности) эмитентов – государство, район (регион), финансовое учреждение (банк), ценная бумага конкретного эмитента. Цель рейтингов – определить уровень потенциальной прибыльности и надежности инвестиций. Рейтинги присваиваются на длительный период и меняются при изменении финансовых показателей деятельности субъекта.

Для того чтобы правильно использовать рейтинги, необходимо понимать, что агентства оценивают при их выставлении прежде всего вероятность неуплаты долга. При этом рейтинги не отражают ряд других факторов, которые могут иметь значение для заемщика в будущем, такие как изменение экономической конъюнктуры или проблемы с текущей ликвидностью.

Рейтинговые агентства не предоставляют гарантий за результат своих исследований и не разглашают используемую методологию в полном объеме.

Присвоение рейтинга – коммерческая услуга. Ее заказчиками являются государства, компании, финансовые организации. Наличие рейтинга дает эмитентам возможность предлагать свои ценные бумаги более широкому кругу инвесторов, что снижает процентные ставки, а также делает заемщика известным и влияет на его репутацию.

Благодаря рейтингам инвесторы могут получить независимое мнение о возможности вложения денежных средств, снизить риски, сравнить ценные бумаги по соотношению риск-доходность. При этом агентства отслеживают платежеспособность заемщиков не только в момент присвоения рейтинга, но и в течение всего периода сотрудничества, поэтому инвесторы имеют доступ к информации о надежности своих вложений фактически в реальном времени.

Тем не менее недостаток рейтинговых агентств заключается в том, что их данные часто опаздывают. Их безусловной неудачей стало то, что они не смогли предупредить инвесторов вовремя о проблемах в таких компаниях, как AIG, Enron, Lehman Bros., Parmalat и др. Особой критике агентства подверглись в результате кризиса 2008 года, когда инвестиционные рейтинги присваивались компаниям, испытывавшим серьезные финансовые трудности и даже ставшим причиной кризиса на рынке американской недвижимости. Именно тогда впервые у ряда ведущих инвесторов появились сомнения в профессиональной компетентности рейтинговых агентств.

Считается, что основными причинами сбоев в работе агентств были: медленная скорость реакции на события, допущения, используемые в методологии, конкуренция между самими агентствами, а также конфликт интересов, когда присвоение рейтинга оплачивает государство или компания-заказчик, заинтересованные в положительной оценке.

В мире существует около 100 рейтинговых агентств. Их принято делить на международные и национальные.

Исторически сложилось, что международные зарегистрированы в США. Это связано с тем, что американские инвестиционные фонды считаются самыми крупными участниками рынка капиталов.

Наиболее влиятельные международные рейтинговые агентства: Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings.

Обозначение NR – not rated (нет рейтинга) просто показывает, что рейтинг не присваивался. Рейтинговые оценки обозначаются первыми буквами латинского алфавита – A, B, C, D. Рейтинги группы А (инвестиционного класса) свидетельствуют о хороших финансовых показателях – высокая норма прибыли, достаточная для выплаты процента; высокая ликвидность активов, малая зависимость от колебаний процентной ставки, высокая степень надежности.

Облигации групп В и С относятся к так называемым junk bonds («мусорным», или высоко рискованным, облигациям). Облигации группы В называют также «облигациями для деловых людей», т.к. они предназначены для тех, кто ищет доход выше среднего. Основные инвесторы в облигации группы В – инвестиционные компании и фонды, венчурные фирмы.

Рейтинг класса С является скорее предупреждением о возможных потерях, чем рекомендацией для инвестирования. К этой группе относят облигации вновь созданных компаний, относительно стабильности или выживаемости которых имеются сомнения.

Для присвоения рейтингов рейтинговые агентства анализируют финансовую отчетность – баланс за текущий и предыдущие годы, отчет о финансовых результатах, дивидендную историю и дивидендную политику, источники финансирования и т.д.

Существуют некоторые различия в методах присвоения рейтингов основными рейтинговыми агентствами. Аналитики Moody’s Investors Services (учредитель – фирма Dun & Bradstreet) придают большое значение амплитуде циклических колебаний в отрасли эмитента (уровню отраслевого риска – коэффициенту «бета») и устойчивости данного эмитента в условиях инфляции (риску инфляции); агентство Standard & Poor’s Corp. (дочерняя компания McGraw Hill, Inc.) определяет рейтинги на базе финансового состояния компании.

Рейтинговые агентства: кредитные рейтинги (шкала)
Шкала кредитных рейтингов ведущих рейтинговых агенств

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + шестнадцать =