Профессиональная этика оценщика

Профессиональная этика оценщика (professional appraiser ethic) — нравственные и моральные ценности, которым должны следовать оценщики в процессе профессиональной практики. Общие этические нормы профессионального поведения оценщиков устанавливаются саморегулируемыми профессиональными оценочными организациями в специальных документах — кодексах профессиональной этики. Такими нормами должны руководствоваться члены саморегулируемой профессиональной организации или лицензированные оценщики, работающие на рынке, в случае включения этических норм в профессиональные стандарты, обязательные для применения.

Соблюдение этических норм гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью оценщиков, объективной необходимостью поддержания ими в общественном мнении уважения и доверия к себе. Кодексы профессиональной этики оценщика включают описание действий оценщиков, которые надлежит совершать в процессе профессиональной практики, и действий, совершение которых недопустимо в соответствии с нормами профессиональной этики. Они определяют критерии, позволяющие признать профессиональные действия оценщика либо этичными, либо неэтичными. Признание профессиональных действий оценщика неэтичными осуществляется в порядке, предусмотренным соответствующим разделом кодекса. Оно не служит основанием для возникновения гражданско-правовых последствий (привлечения к административной, дисциплинарной или иной ответственности), но может быть причиной применения к оценщику мер воздействия, исходя из требований Кодекса, обусловленных конкретным нарушением.

Утвержденные европейские стандарты оценки недвижимости — УЕСОН (Approved European Property Valuation Standards), принятые Европейской группой ассоциаций оценщиков (The European Group of Valuers Associations — TEGoVA) в 1997 г. и носящие рекомендательный характер для использования в странах-членах Европейского союза (ЕС), содержат Европейский кодекс поведения (ЕКП), также рекомендуемый для стран-членов ЕС в качестве базовых требований к профессиональному оценщику при разработке национальных стандартов и требований к оценочной деятельности.

Согласно ЕКП, только оценщики, имеющие соответствующую квалификацию, могут выполнять работу по оценке. При этом первостепенная обязанность оценщика — на высоком профессиональном уровне в полной мере обеспечить интересы своих клиентов. Оценщик при оценке стоимости какого-либо объекта не может работать на две и более стороны, за исключением случаев, когда стороны дают на это согласие. Оценщики должны вести себя честно, с достоинством, справедливо и независимо от сторонних влияний, действовать на благо своих клиентов, своей профессии и общества в целом. Их отношения с клиентами и партнерами должны соответствовать наивысшим стандартам этики и технического мастерства.

В процессе взаимодействия оценщики должны принимать все возможные меры для того, чтобы гарантировать отсутствие связанных с выполнением своих обязанностей конфликтов между ними и клиентами, вызванных различием их интересов. О возможности возникновения конфликта интересов оценщик обязан сообщить клиенту до получения заказа на проведение оценки.

Нормы профессиональной этики оценщика предусмотрены в национальных стандартах оценки. Например, в Единых стандартах профессиональной оценочной практики — ЕСПОП (Uniform Standards of Professional Appraisers Practice — USPAP), разработанных Фондом оценки США (Appraisal Foundation) и обязательных для применения на территории США, Канады и Мексики, содержится специальный раздел, определяющий требования к поведению оценщика и его взаимоотношениям с клиентом.

Кодексы профессиональной этики приняты на уровне саморегулируемых профессиональных организаций оценщиков.

Основные принципы профессиональной этики оценщиков:

  1. Честность. Оценщик должен действовать честно и открыто в своих профессиональных отношениях.
  2. Объективность. Оценщик должен осуществлять профессиональную деятельность независимо и беспристрастно. Оценщику следует избегать отношений, которые искажают или влияют на объективность его профессионального суждения.
  3. Компетентность. Оценщик обязан поддерживать профессиональные знания и умения, обеспечивающие заказчику или юридическому лицу, с которым оценщик заключил трудовой договор (далее — работодатель), получение в итоге проведения оценки результата, основанного на:
    • должном профессиональном уровне оценочной практики;
    • соблюдении оценщиком требований закона об оценочной деятельности, стандартов оценки, иных нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, стандартов и правил, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
  4. Профессиональное поведение. Оценщик обязан:
    • действовать добросовестно и своевременно выполнять работу в соответствии с требованиями закона об оценочной деятельности, стандартов оценки, иных нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, стандартов и правил, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков;
    • не допускать в своей практике ситуаций, способствующих возникновению конфликта интересов, в том числе в саморегулируемой организации оценщиков.
  5. Конфиденциальность. Оценщик обязан обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в результате осуществления профессиональной деятельности, не раскрывать эту информацию третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + 9 =