Принципы налогообложения

Принципы налогообложения (principles of taxation) – общие требования, которым должна удовлетворять налоговая система государства. Динамичность налоговой системы не отрицает постоянства основополагающих принципов ее построения.

Наибольшую популярность исторически получили 4 постулата о принципах налогообложения, сформулированные Адамом Смитом (1723–1790):

  1. соразмерность налога (equality) – подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, которым они располагают под покровительством и защитой государства;
  2. определенность налога (certainty) – срок уплаты и способ платежа должны быть ясны и определены для плательщика и для всякого другого лица. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогообложения представляется, как отмечал А.Смит, делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности;
  3. удобность налогообложения (convenience) – каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его;
  4. дешевизна налогообложения (economy) – каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы при его взимании удерживалось из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Центральный вопрос проблемы «налоговых принципов» –вопрос о содержании принципа «справедливого налогообложения». В центре научно-финансовой дискуссии на Западе противостоят друг другу два фундаментальных принципа:

  1. принцип получения услуг от государства;
  2. принцип платежеспособности.

Оба этих принципа имеют долгую историческую традицию, причем современные налоговые системы многих развитых стран всегда базируются на их комбинации. Принцип получения услуг от государства (benefit principle) связывает между собой обе стороны бюджета; согласно этому принципу, от величины поступивших налогов зависит структура расходов государства. Он предполагает обязательное соответствие размера услуг, предоставляемых государством своим гражданам (имеются в виду как физические, так и юридические лица), величине уплачиваемых ими налогов. Этот принцип ориентирован на рыночные условия. Основополагающим для него является представление о «как бы определяемом рынком» распределении государственных услуг, причем налоги в данном случае рассматриваются как цены на эти услуги. Из такого подхода вытекают ограничения принципа получения услуг от государства, он касается лишь регулирующей функции налогов. Данный принцип в определенной степени способствует обеспечению справедливости налогообложения, поскольку каждый плательщик обязан платить налог лишь в том размере, сколько он получает взамен от государства. Кроме того, он имеет преимущество с перераспределительной точки зрения: благодаря увязке между собой услуг и издержек государства оптимизируется структура бюджета.

Согласно принципу платежеспособности (ability-to-pay principle) личный доход индивидуума должен соответствовать его вкладу в достижение хозяйственного результата. В отличие от принципа получения услуг от государства он не увязывает между собой доходы и расходы государства и налогоплательщика, а опирается при расчете сумм, необходимых для финансирования, на экономический потенциал налогоплательщика. При этом финансирование государства налогоплательщиком не зависит от расходной части госбюджета, а объем государственных расходов зависит от экономического потенциала пользователя государственных благ. Здесь пропадает прямая зависимость между налогоплательщиком и тем, кто пользуется услугами государства. Лучше всего этому принципу соответствует постулат: налогоплательщики с одинаковым экономическим потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя (так называемая «горизонтальная справедливость»), и, наоборот, налогоплательщики с разным экономическим потенциалом – разное налоговое бремя (так называемая «вертикальная справедливость»).

Основные проблемы, возникающие в рамках принципа вознаграждения результатов, связаны с вопросами охвата экономического потенциала индивидуумов и с необходимостью учета различности их потенциалов. Вопросом о том, каким образом учитывать различность уровня экономического потенциала, в финансовой науке занимается так называемая «теория пожертвований», исходный пункт которой – требование равенства пожертвований налогоплательщика. Уплата налога для отдельных налогоплательщиков должна означать равный ущерб, наносимый благосостоянию каждого, и этот ущерб опять-таки непосредственно увязывается с доходом плательщика. При допущении идентичности доходов это означает, что налогоплательщики с одинаковым доходом несут одинаковое налоговое бремя. В случае, когда доходы неодинаковые (разный экономический потенциал), принцип равенства пожертвований может быть интерпретирован по-разному:

  • как равное абсолютное пожертвование (т.е. потеря общей экономической эффективности (полезности) дохода после уплаты всех налогов для всех налогоплательщиков абсолютно одинакова, не зависит от величины их доходов);
  • как равное относительное пожертвование (т.е. потеря общей экономической эффективности дохода для всех налогоплательщиков занимает в общей сумме дохода одинаковый удельный вес (в процентах), или, другими словами, при абсолютном росте суммы пожертвований налогоплательщика в пользу государства величина налогового бремени остается неизменной);
  • как равное маржинальное пожертвование (т.е. равенство предельной полезности дохода после уплаты всех налогов для всех налогоплательщиков, или, другими словами, посредством перераспределения налогового бремени нельзя уменьшить общую потерю дохода налогоплательщиком).

Это положение следует интерпретировать в большей степени как «эффективное регулирование» с точки зрения «минимизации общего объема пожертвований» и в меньшей степени как «справедливое регулирование». В принципе это означает выравнивание дохода налогоплательщиков исходя из заданных совокупных налоговых поступлений.

Несмотря на разнообразие и большое количество взимаемых государством налогов, принципы построения налоговой системы, которые органично вытекают из самой социально-экономической природы налогов, остаются неизменными. Эти принципы интернациональны и не зависят от формы государственного устройства. Взимание налогов в любом государстве регламентируется специальными законодательными актами. Это позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономической политики государства.