Прибыль

Прибыль (profit, gain) — разница между выручкой от реализации продукции и услуг, полученной экономическим субъектом (например, фирмой, предприятием), и полными издержками на их производство. Это наиболее общее определение, по-видимому, способно охватить многочисленные имеющиеся в литературе дефиниции: политико-экономические (где прибыль, исходя из разного понимания ее экономической природы, по-разному определяется для социалистических и капиталистических предприятий), бухгалтерско-финансовые (балансовая прибыль, чистая прибыль и т.д.); прибыль в эко­номико-ма­те­ма­ти­чес­ком смысле, которая характеризуется как разность между доходами и издержками хозяйственного объекта, исчисленная в оценках оптимального плана (в объективно обусловленных оценках).

Различают: полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений; бухгалтерскую, рассчитываемую как разница между доходами от продажи, и бухгалтерскими издержками и ряд других. С точки зрения налоговых отношений прибыль подразделяется на доналоговую (налогооблагаемую) и посленалоговую. Для оценки прибыли и прибыльности используется ряд коэффициентов, например, норма прибыли.

Прибыль – разница между доходами, полученными от реализации продукции, основных средств и иного имущества, выполненных работ, оказанных услуг, внереализационной деятельности, и начисленной суммой затрат на производство, реализацию продукции и осуществление других видов деятельности.

В международной финансовой практике при определении прибыли исходят либо из финансовой, либо из физической концепции капитала. Согласно финансовой концепции, прибыль считается полученной, если финансовая (денежная) сумма чистых активов в конце периода превышает финансовую (денежную) сумму чистых активов в начале периода после вычета всех распределений и взносов владельцев в течение периода.

В соответствии с физической концепцией капитала, прибыль считается полученной, если физическая производительность (или операционная способность) компании в конце периода превышает физическую производительность в начале периода после вычета всех распределений или взносов владельцев в течение периода.

В области нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения различают бухгалтерскую (учетную) и налогооблагаемую прибыль. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности бухгалтерская (учетная) прибыль (убыток – loss) трактуется как конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятий (организаций) и оценки статей бухгалтерского баланса. В бухгалтерской отчетности конечный финансовый результат отчетного периода характеризуется как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Бухгалтерская (учетная) прибыль отражается на соответствующем счете бухгалтерского учета (счет «Прибыль и убытки»). Формирование финансового результата в отчете о прибыли и убытках производится следующим образом:

  1. Выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг) за вычетом НДС и других налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);
  2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);
  3. Валовая прибыль (стр. 1 – стр. 2);
  4. Коммерческие расходы;
  5. Управленческие расходы;
  6. Прибыль (убыток) от продаж (стр. 3 – стр. 4 – стр. 5);
  7. Проценты к получению;
  8. Проценты к уплате;
  9. Доходы от участия в других организациях;
  10. Прочие операционные доходы;
  11. Прочие операционные расходы;
  12. Внереализационные доходы;
  13. Внереализационные расходы;
  14. Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 6 + стр. 7 – стр. 8 + стр. 9 + стр. 10 – стр. 11 + стр. 12 – стр. 13);
  15. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;
  16. Прибыль (убыток) от обычной деятельности (стр. 14 – стр. 15);
  17. Чрезвычайные доходы;
  18. Чрезвычайные расходы;
  19. Чистая прибыль, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (стр. 16 + стр. 17 – стр. 18).

Таким образом, в бухгалтерском учете используется понятие валовой прибыли как разницы между выручкой от продажи продукции и товаров, поступлений, связанных с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций, являющихся доходами от обычных видов деятельности, и затратами на производство продукции, работ и услуг.

Налогооблагаемая прибыль – сумма прибыли, с которой уплачивается налог (налоговая база), определяется в соответствии с правилами, установленными Налоговым кодексом. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

С точки зрения Налогового кодекса, прибыль – это полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. К доходам, учитываемым при формировании прибыли, относятся доходы от реализации и внереализационные доходы. Доходы от реализации включают выручку от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручку от реализации имущества, в т.ч. выбывающих и излишних основных фондов и других товарно-материальных ценностей (земельных участков, ценных бумаг, а также имущественных прав и других нематериальных активов).

Прибыль от реализации основных фондов и имущества предприятия определяется в виде разницы между продажной ценой и первоначальной (остаточной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.

Доходы от внереализационной деятельности включают:

  • доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду);
  • от долевого участия в других организациях;
  • от операций купли-продажи иностранной валюты (в виде разницы между курсом продажи и официальным курсом);
  • в виде сальдо штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, а также возмещения убытков или ущерба;
  • от предоставления в пользование права на результаты интеллектуальной собственности;
  • в виде безвозмездно полученного имущества и имущественных прав;
  • доходы финансового результата прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;
  • в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в т.ч. по валютным счетам в банках;
  • в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации;
  • в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (в т.ч. фьючерсными, опционными, форвардными контрактами и другими финансовыми инструментами);
  • ряд других специфических доходов.

Результаты внереализационной финансовой деятельности, как правило, не планируются. Оценка их величины происходит при сравнении сумм результатов внереализационной деятельности в динамике за ряд лет. При этом особое внимание уделяется отрицательным результатам (внереализационным расходам). К произведенным расходам относят обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом в соответствии с Налоговым кодексом под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение прибыли и выраженные в денежной форме, а под документально подтвержденными – затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством.

Расходы, как и доходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, на оплату труда, амортизация и прочие расходы), и внереализационные расходы (обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией).

Прибыль – ключевой индикатор, характеризующий финансовые результаты деятельности любой хозяйственной структуры. Она является одним из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятий и организаций, а также доходов бюджетов разных уровней.

Получение прибыли – непременное условие и цель предпринимательской деятельности любого хозяйствующего субъекта. Прибыль имеет определенные особенности, которые отличают ее от других экономических инструментов, стимулирующих производство (заработной платы и процентного дохода). Ее величина зависит от эффективности производства, реагирует на изменение спроса, цен и уровня конкуренции.

При прогнозировании прибыль всегда присутствует риск и неопределенность. Поэтому финансовый результат может быть отрицательным. На величину прибыли организации оказывают влияние факторы, как связанные с ее производственной деятельностью (субъективные), так и не зависящие от нее (объективные).

К субъективным факторам относят:

  • организационно-технический уровень управления производством и реализацией продукции;
  • конкурентоспособность выпускаемой продукции;
  • уровень производительности труда и затрат на производство и реализацию;
  • уровень цен на реализуемую продукцию.

К объективным факторам:

Объектом распределения прибыли является валовая прибыль. Законодательно устанавливается распределение прибыли лишь по взносам налога и других обязательных платежей в бюджет, отчислений в резервный фонд. Налог на прибыль предприятий и организаций уплачивается в бюджет исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налога.

Сформированная чистая (нераспределенная) прибыль подлежит дальнейшему распределению и использованию. Порядок распределения и использования прибыли определяется учредительными документами или решениями учредительного органа. Чистая прибыль частично идет в уплату дивидендов акционерам (ставка выплачиваемых дивидендов, так же как и процентная ставка курса акций, постоянно колеблется). Остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога и выплаты дивидендов прибыль направляется на накопление и потребление. Учет операций по использованию прибыли осуществляется на счете «Нераспределенная прибыль».

Часть чистой прибыли, направленная на потребление, может быть использована на различные социальные выплаты (материальное поощрение, премирование, единовременные пособия, бесплатное питание, лечение персонала и т.д.).

Значительная часть прибыли направляется в основном на финансирование инвестиций и прирост оборотных средств (капитализация прибыли). Чистая прибыль предприятия, направленная на эти цели, увеличивает стоимость его имущества.

Часть прибыли может направляться на формирование резервного капитала, на покрытие убытков предыдущих отчетных периодов, а также на благотворительные цели.

Важное направление финансовой работы на предприятии – разработка финансовой стратегии и тактики компании, направленной на увеличение прибыли. В центре внимания разработчиков финансовой стратегии находятся четыре основные цели:

  1. максимизация объема продаж;
  2. максимизация доходов;
  3. максимизация прибыли;
  4. максимизация уровня рентабельности капитала.

Получение максимальной прибыли возможно при оптимальном сочетании объема продаж и цены выпускаемой продукции, а также факторов, влияющих на эффективность производственной деятельности компании (величины постоянных и текущих активов, оборачиваемости текущих активов, уровня конкурентоспособности продукции на рынке, эффективности кредитной политики, обеспечения страхования от финансовых и других рисков).

Задача максимизации прибыли состоит в определении положения динамического равновесия между спросом и предложением, а также в нахождении равновесной цены и соответстветствующего объема продаж (см. Политика управления прибылью). В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли основывается на равенстве предельных издержек и предельного дохода (если инвестиционная активность компании в целом не повышается, выпуск и реализация дополнительной единицы продукции дают дополнительные доходы, которые превышают дополнительные издержки на ее производство и реализацию и увеличивают общую прибыль).

Прибыль

Максимизация прибыли (см. рис.) достигается, когда разница между общими доходами от продаж и общими издержками на производство в области между двумя точками безубыточности максимальна (дальнейшее увеличение производства и реализации продукции может привести к обратному эффекту).